СУДЬБЫ СОРМОВСКИХ СУДОВ: «СЕРГЕЙ КИРОВ», ОН ЖЕ «WOLF», ОН ЖЕ «ИВАН КАБАКОВ»

План реконструкции речного флота, разработанный Наркомводом, предусматривал не только капитально-восстановительный ремонт, но главное – создание серий однотипных судов со стандартными деталями и узлами. Первой стала серия грузопассажирских теплоходов, построенных на заводе «Красное Сормово» в 1933 году. Об этой странице из истории завода напомнило письмо генерального директора Бендерского речного порта (Приднестровье)  Ю.Ю. Алексеенко от 17 ноября 2020 года. В письме Юрий Юрьевич сообщал: «В настоящий момент происходит резка на металлолом судна, произведённого на вашем заводе в 1933 году. Судно сегодня именуется WOLF, ранее – «Сергей Киров» (проект «Военмор Ворошилов»). Если вас интересует какая-то информация, фотографии, просим вас откликнуться… Судно является частью истории российского судостроения и флота».

Обратившись к архиву музея истории завода, к справочникам и книгам по истории «Красного Сормова» и к интернет-ресурсам, удалось установить: «Сергей Киров» – грузопассажирский теплоход, построенный в 1933 году в серии судов типа «Военмор Ворошилов». Всего в серии было четыре теплохода.
Первоначально судно называлось «Иван Кабаков» – в честь советского партийного деятеля, первого секретаря Свердловского обкома ВКП(б). После того как Кабаков был репрессирован в 1937 году, судну присвоили имя Сергея Мироновича Кирова (1886–1934) – русского революционера, общественного и политического деятеля.

Любопытно, что все четыре судна серии сменили (и не раз!) свои первоначальные названия. Головной теплоход «Военмор Ворошилов» был переименован в «Маршала Ворошилова», а затем в «Комсомол Урала». Теплоход «Павел Постышев» позже стал «Сталинской конституцией», а затем «Советской конституцией». Судно «Михаил Ошвинцев» было переименовано в «Николая Ежова», а затем – в «Георгия Седова».
В шестом номере журнала «Техника – молодёжи» за 1982 год была размещена статья кандидата технических наук Бориса Богданова «Наследники «классиков», посвящённая этой серии сормовских судов. Автор сообщал, что одним из первых в стране к разработке проектов буксирных, сухогрузных и пассажирских судов приступило Сормовское отделение Судопроекта. В их числе был проект теплохода для перевозки грузов и пассажиров по Волге и Каме. У аналогичных двухпалубных теплоходов дореволюционной постройки имелся существенный недостаток: если для так называемых «классных» пассажиров были предусмотрены всевозможные удобства, то «палубные» ютились в тесноте и духоте на общих нарах. Приступив к постройке новых грузопассажирских теплоходов мощностью 800 л.с., сормовичи постарались предоставить всем пассажирам более удобные помещения.

Архитектура головного теплохода «Военмор Ворошилов» со стальным клёпаным корпусом была традиционной для двухпалубных судов. Главные двигатели – два дизеля марки «50-ГРС-6», каждый мощностью 400 л.с. –  были изготовлены на Коломенском заводе. На теплоходах типа «Военмор Ворошилов» сормовичи применили важное нововведение: каждый грузовой трюм был оборудован наклонными подъёмниками грузов с помощью электролебёдок мощностью по 3,5 кВт.

На теплоходах данной серии не было жилых помещений в корпусе, как на судах дореволюционной постройки, где матросы, кочегары и ресторанная прислуга размещалась в носовом и кормовом кубриках или в многоместных каютах.

В носовой части главной палубы размещались два адмиралтейских якоря массой 700 и 400 кг, а на корме – якорь массой 250 кг.

В первом ярусе надстройки находились пассажирские помещения III категории с двухъярусными койками, помещения IV категории, а также каюты и камбуз экипажа, кухни ресторана, буфет, туалеты. Во втором ярусе надстройки располагались каюты I категории, салон и столовая, в корме – каюты II категории для пассажиров, а в центре – каюта капитана. На самом верху, на тентовой палубе, высилась рулевая рубка.

Отапливались жилые и служебные помещения паром от двух котлов. Воду в помещения пассажиров и команды подавал электронасос производительностью 5 куб. м в час.

«Эта четвёрка комфортабельных судов, отличавшихся классической архитектурой, – завершает свою публикацию Б. Богданов, – много лет работала на линии Пермь – Астрахань».

Что же касается «личной судьбы и трудовой биографии» теплохода «Сергей Киров», то известно, что до начала 1960-х годов он работал на Каме, а затем был передан на Волгу в Волжское объединённое речное пароходство, порт Горький (Нижний Новгород), где работал на линии Горький – Астрахань.

В 1985 году интерес к «Сергею Кирову» неожиданно проявил комитет ВЛКСМ завода «Контактор» из города Ульяновска. В адрес комитета комсомола «Красного Сормово»  было направлено письмо с просьбой «помочь в поиске людей, принимавших участие в создании теплохода «С. Киров». Неизвестно, удалось ли сормовским комсомольцам найти кого-либо из создателей судна (ведь к тому времени со дня его постройки минуло более полувека!), а вот ульяновцы прислали список команды и капитанов теплохода, находившегося в эксплуатации Камского пароходства с 1940-го по 1951 год. 

После окончания волжской навигации 1982 года судно было списано, а в середине 1980-х передано в Белгород-Днестровское районное пассажирское управление (подразделение Николаевского речного порта) и ушло перегоном через Чёрное море на Украину, где было размещено в Днестровском лимане под Одессой.
Там судно использовалось для швартовки пассажирских скоростных «Ракет», работавших на регулярной линии из Белгорода-Днестровского, а также туристических судов Днестровского речного пароходства (семидневные рейсы Вадул-луй-Водэ – Бендеры – Тирасполь – Белгород-Днестровский). Со второй половины 1990-х годов судно использовалось как база отдыха под названием «Атлантида» в Каролино-Бугазе, в 60 км от Одессы.

В 2002 году судно попало в эпизод совместного российско-украинского кинофильма «Атлантида» режиссёра А. Павловского. В фильме снимались такие популярные актёры, как Дмитрий Харатьян, Александр Балуев, Татьяна Лютаева, Юлия Рутберг, а музыку к нему написал композитор Максим Дунаевский. В том же году фильм был удостоен специального приза на конкурсе «Зрительский взгляд» кинофестиваля «Кинотавр».

Генеральный директор Бендерского речного порта Ю.Ю. Алексеенко в своём следующем письме (19.11.2020)  пообещал прислать фотоснимки теплохода «Сергей Киров» и завершил послание такой интригующей фразой: «… далее с ним (судном) происходили события, которые могут лечь в основу рассказа или даже фильма».

Фотографиями и рассказом о перипетиях судьбы сормовского теплохода мы обязательно поделимся с читателями на страницах «Красного сормовича».

 

Грузопассажирский теплоход типа «Военмор Ворошилов»: длина – 80 метров, ширина – 16 метров, скорость – 19,5 км/час, число пассажиров – 268 человек

 

Теплоход «Сергей Киров» на фоне нижегородского Кремля и Чкаловской лестницы

606

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90