ИЗ ИСТОРИИ СОРМОВСКОГО ВАГОНОСТРОЕНИЯ: ОДИН ИЗ 80 ТЫСЯЧ

Вагоны строились на заводе чуть более 60 лет – с 1873-го по 1934 год. Не так давно в архиве Музея истории завода «Красное Сормово» был обнаружен документ, где указывается точное количество построенных на заводе вагонов – 80 761.  Это были вагоны пассажирские, товарные, цистерны, платформы и т.д. Мы расскажем только об одном из этого огромного количества вагонов.

Постройка этого единственного в своём роде вагона связана с именем гениального учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Его по праву называют учёным-энциклопедистом: он был и химиком, и физиком, а ещё – метрологом, экономистом, геологом, географом, воздухоплавателем и даже кораблестроителем (в начале ХХ века им был сконструирован ледокол для арктического мореплавания).

В этой истории на передний план выступает Менделеев-метролог. Он был предтечей современной метрологии. Высочайшим указом 8 июня 1893 года в России было утверждено Положение о Главной палате мер и весов, которую возглавил Д.И. Менделеев (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева).  А 4 июня 1899 года было высочайше утверждено «Положение о мерах и весах».

Д.И. Менделеев поставил перед собой задачу коренным образом изменить существующее положение дел в области мер и весов. Он был уверен: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». В 1899 году были созданы три платиново-иридиевых эталона аршина и три платиново-иридиевых эталона фунта, а также специальный эталон – платиново-иридиевая полусажень. Учёный предложил точнейшие приёмы взвешивания. Масса эталона фунта была определена Менделеевым с точностью до 0,000072 грамма.

В 1903 году, анализируя работу метрологической службы, Д.И. Менделеев писал в отчёте министру финансов о необходимости введения в строй передвижных поверочных палаток, представляющих собой специально оборудованные железнодорожные вагоны. Таким нестандартным способом предлагалось осуществлять поверку мер и весов в удалённых областях. Функционирование всего 12 таких вагонов-палаток, по мнению учёного, существенно сократило бы расходы на содержание стационарных поверочных учреждений.

Однако при жизни Дмитрия Ивановича был запущен в действие всего один вагон. 5 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие уникальной передвижной поверочной лаборатории. На церемонии присутствовал сам автор идеи Дмитрий Иванович Менделеев. Новой передвижной палатке был присвоен порядковый номер 2. Вагон-палатка стала заменой стационарному учреждению, функционировавшему в Санкт-Петербурге с 1900 года.

А теперь – внимание! Железнодорожный вагон был построен по особому заказу рабочими Сормовского завода. Его сооружение без учёта оборудования обошлось казне в 15 000 рублей. Длина вагона составляла 18 метров, внутри он был поделен на два особых помещения для осуществления поверок, небольшую кухню, а также три купе, в которых могли проживать четыре сторожа для охраны ценного оборудования и шесть поверителей. Уникальный поверочный вагон был оснащён набором образцовых мер и весов.

В 1905 году передвижная лаборатория совершила своё первое путешествие по районам, подконтрольным Рижской, Московской и Петербургской палаткам. За этот период было поверено свыше 43 000 торговых весов и мер, что принесло казне более 10 000 рублей. В декабре 1906 года поверка торговых весов и мер была проведена в Туркестанском крае.

6 июня 1918 года в Нижегородскую палатку для хранения было эвакуировано самое ценное имущество Главной палаты мер и весов – прототипы и эталоны. Эвакуация потребовалась в связи с угрозой захвата Петрограда немецкими войсками. В первую очередь эвакуации подлежали платино-иридиевые меры: прототипы международных метра и килограмма и прототипы фунта и аршина. Имущество Главной палаты было упаковано и отправлено в Нижний Новгород. В условиях разрухи и нестабильности для перевозки ценностей был использован вагон-палатка, построенный на Сормовском заводе. Некоторое время имущество Главной палаты хранилось в несгораемых кладовых Нижегородского губернского казначейства.

В архиве Музея истории завода «Красное Сормово» хранится редкое фото внутреннего вида вагона-палатки для поверки мер и весов.

839

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90