Сенсорная комната поможет адаптации

На ребёнка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность  педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Под влиянием обучения у детей начинается перестройка всех познавательных процессов, приобретение качеств, свойственных взрослым

людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Не менее актуальна и проблема детской агрессивности у некоторых первоклашек. Такие дети конфликтны, склонны к «взрывному» и импульсивному поведению, им трудно взаимодействовать друг с другом. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, не умеют внимательно слушать. Поэтому, чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения.

Поэтому работа по профилактике и коррекции агрессивного поведения поможет эффективно корректировать различные нарушения социальной адаптации у детей.

В лицее № 87 такая работа ведётся с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты, нахождение в которой ребёнок не воспринимает как очередной урок или обязанность. Для него это весёлая и интересная игра. Множество различных светящихся приспособлений вызывает у детей неподдельный интерес. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лёжа на мягких пуфиках, слушая успокаивающую музыку, глядя на потолок, имитирующий звёздное небо, ребёнок будто становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом-психологом.

Основной целью данного цикла занятий является психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; поддержание интереса и познавательной активности и др.

Каждое занятие состоит из трёх блоков: успокаивающего (используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения); релаксационного (используются упражнения на вызывание тепла, регуляцию дыхания); восстанавливающего (используются элементы психогимнастики).

Для работы на занятиях мы используем следующее оборудование:

1. Комплект-потолок «Звёздное небо» - панно с мерцающими звёздами, полумесяцем на фоне тёмного неба. Занятия с использованием «Звёздного неба» способствуют развитию тактильных и зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения.

2. Настенные панно «Кривое зеркало», благодаря которому дети развивают мимику и пантомимику, умение выражать различные эмоциональные состояния, снижают нервно-психическое и эмоциональное напряжение.          

3. Магнитофон с записями звуков природы и лёгкой успокаивающей музыкой - позволяет воздействовать на ощущения ребёнка звуком.

4. Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь» - настенная мерцающая занавесь из фиброоптических волокон, привлекает и хорошо концентрирует внимание, успокаивает, используется в ходе релаксационных занятий, на тематических занятиях по сказочным сюжетам, волшебным историям и т.п.

5. Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира. Малыш  неоднократно создаёт рисунок из песка – стирает его – создаёт новый, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения. Необыкновенно приятный на ощупь песок даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение. Мы считаем, что использование сенсорной комнаты – это одно из перспективнейших направлений в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся, позволяющее раскрыть резервные возможности каждого ребёнка.

 

Татьяна СТЕПАНОВА, психолог

347

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90