12+
Специальная версия

Заводы акционерного общества «Сормово» – лучшие судостроительные заводы в России

Фото: Механизмы для черноморского броненосного крейсера «Очаков»

Это утверждение находим в книге «Спутник по реке Волге и её притокам Каме и Оке», вышедшей в 1908 году в Саратове и представляющей собой справочник-путеводитель.  Книга содержит большое количество информации о городах и сёлах, стоящих на берегах этих рек, а также карты рек, планы и фотографии городов и даже расписание движения пассажирских пароходов по Волге и Каме. Особый интерес для нас представляет то, что рассказывал этот  путеводитель о Сормовских заводах 116 лет тому назад.

Книга форматом 26 на 35 сантиметров  в коленкоровом переплёте с золотым тиснением и иллюстрированными вставками на обеих крышкахРаздел «Судостроительные заводы волжского бассейна» открывается краткой информацией о заводах акционерного общества «Сормово»: «Наиболее крупные заводы по Волге и одни из самых крупных в России. Выпустили массу пассажирских и буксирных пароходов. Лучшие пассажирские и товаро-пассажирские  пароходы построены «Сормовом». Пароходы построены по последнему  слову техники. Прекрасные корпуса и машины. Водоотливные и противопожарные средства даже превышают требования правительственной комиссии. Пароходы сормовской постройки отличаются большой прочностью, служат не менее 30 лет».

Добавим от себя: пароходы сормовской постройки служили и 50, и 70 лет (например, «Спартак» и «Володарский»), а пароход «Н.В. Гоголь», построенный в 1911 году, и сегодня ходит по Северной Двине.

Раздел путеводителя «Нижегородская губерния» содержит большую главу, посвящённую Сормову: «Не доезжая восьми вёрст до Нижнего Новгорода, на правом берегу Волги  возвышаются трубы и видны громадные здания – это Сормовские заводы.

Сормовские заводы основаны в 1848 году (сегодня днём основания Сормовского завода мы считаем 21 июля 1849 года); первоначально принадлежали Бенардаки и в 1894 году перешли во владение АО «Сормово», когда и развились до колоссальных размеров, так что в настоящее время представляют один из самых больших заводов не только в России, но и в Европе. В настоящее время это целый заводской город с населением около 45 тысяч жителей. В состав его вошли совершенно слившиеся между собою деревни: Сормово, Дарьино, Мышьяковка, Починки и Вариха.

В заводе работает до 13 тысяч человек, и он выпускает ежегодно изделий на сумму до 13 миллионов рублей. Изделия его главным образом состоят из паровозов, вагонов, пароходов, землечерпательниц, драг, нефтяных двигателей, железнодорожных мостов, паровых котлов, артиллерийских снарядов, паровых молотов, бандажей, насосов, гирь,  наковален, слесарных тисков, бурильных станков, якорей, болтов и гаек, спиральных пружин, всевозможных поковок, чугунных, медных и стальных отливок и  разного инструмента и машин, как для потребностей железных дорог, пароходства, нефтепромышленности, так и частных потребителей.

В настоящее время завод имеет отделение в Восточной Сибири, на реке Шилке – для обслуживания Амурского бассейна. Пароходы как для частных заказчиков, так и для Морского министерства отправляются туда железной дорогой в разобранном виде.

Заводы, выпускающие все эти изделия в готовом виде, всё с самого начала приготовляют сами, так как имеют сильные сталелитейные, чугунолитейные, прокатные и ковочные мастерские. Достаточно сказать, что они могут отливать, проковывать и обрабатывать валы до 1500 пудов весом (24 тонны), для чего имеются гидравлические пресса.

Верфи «Сормово» приготовляют в год до 25 судов всевозможных типов –  пароходов пассажирских и буксирных, стальных баржей, землечерпательных машин, баркасов, канонерок и проч.;  паровозов товарных, пассажирских и курьерских выпускается до 200 штук, вагонов товарных и классных – до 5000 штук в год.

Чтобы составить себе понятие о грандиозности завода, стоит рассчитать, что на изготовление одного товарного вагона в Сормове требуется около 38 минут рабочего времени, на один паровоз около 14 часов и  на каждое судно около 15 дней, при условии равномерного распределения работы. Размер производства таков, что  каждую неделю из мастерских завода можно выпускать два полных 40-вагонных товарных поезда с двойной тягой, не считая всех прочих работ.

Любознательный путешественник по Волге получит много полезных сведений и увидит немало интересных картин, посетивши Сормовские заводы.  Эффектное зрелище представляет из себя отливка стали, особенно ночью, когда жидкий, ослепительно белый металл, вытекая из печи и разбрасывая во все стороны маленькие сверкающие искорки, освещает всю мастерскую, и в ней становится светло как днём. Не менее красивое зрелище представляет проковка болванки в несколько сот пудов. Раскалённая добела сталь под давлением пресса изменяет свою форму, как воск, принимая форму коленчатых валов и других изделий.

Весной интересно взглянуть на  судостроительную верфь, всю сплошь заставленную  почти готовыми судами и оживлённую энергичной, поспешной работой нескольких тысяч мастеровых...

Немало интересного в многочисленных механических мастерских завода, из которых некоторые достигают колоссальных размеров. В одной из этих мастерских собраны, например,  грандиозные механизмы для черноморского броненосного крейсера «Очаков», главные машины которого имеют 20 000 лошадиных сил.

В Сормове – красивое здание народной школы, вмещающее до 900 учащихся. Эта школа в четыре этажа является в настоящее время  самой большой в России церковно-приходской школой. Построена она по всем правилам современной архитектуры и гигиены. Кроме этой школы имеются школьные помещения при Народной столовой  и в других местах.  В школах Сормова обучаются около 2000 детей.

Общественная жизнь Сормова сравнительно развита. Кроме церковно-приходского попечительства имеется общество попечения о бедных с родильным приютом, лавка Общества потребителей с  полуторамиллионным оборотом, два общественных собрания, воскресная школа для рабочих, любительские кружки и театр.

Сормово имеет железнодорожную ветку, соединяющую завод с Нижегородской железной дорогой. (Эта  ветка была проложена в 1872–1873 годах по инициативе и на средства наследников Бенардаки, главным образом его среднего сына – Николая Дмитриевича Бенардаки.)

Летом из Нижнего в Сормово ходят маленькие пароходики общества Нижегородского лёгкого пароходства».

Самая большая в России церковно-приходская школа им. императора Александра III

 

08:56 20.04.2024 16+
270

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom