Что нужно делать, чтобы развить у дошкольника способность к анализу и логике, не лишая его доступа к гаджетам? Об этом рассказывает старший воспитатель МАДОУ "Детский сад № 229 "Дельфин" Светлана Котихина.
- Уважаемая Светлана Львовна, как вы решили стать педагогом-воспитателем?
- Выбор профессии был предопределён - я из педагогической династии с общим стажем 267 лет. Уже в детском саду я знала, что буду воспитателем.
- Согласны ли вы с мнением, что современные дети стали другими? Если согласны - чем характеризуется это отличие?
- Изменения в современном обществе не могли не коснуться и детей. Меняется темп жизни, меняются приоритеты, меняются технологии. Современные дети, поступая в детский сад, зачастую не обладают элементарными навыками самообслуживания, но легко обращаются с гаджетами. Они неусидчивы, им свойственна быстрая смена деятельности. В то же время дети быстро ориентируются в ситуациях, находят нестандартные решения, не боятся ошибаться и экспериментировать.
Кого люблю, тому куплю
- Советский педагог-новатор и детский писатель Василий Сухомлинский писал: «Родители должны воспитывать детей, прежде всего, красотой своих взаимоотношений». Сегодня можно отметить, что нередко стиль воспитания своих детей родители выбирают нарциссический. Он характеризуется холодным отношением к ребёнку. Как вы считаете, с чем связан выбор этой модели воспитания?
- В процессе взаимодействия с родителями ребёнок напитывается тем, что дают ему родители в духовном, морально-нравственном, интеллектуальном, эмоциональном, волевом планах. От того, каким будет качество детско-родительского взаимодействия, чем оно будет наполнено - любовью или агрессией, добром или негативом, доверием или сомнениями, спокойствием или тревогами, - будут зависеть наполненность ребёнка, качества его характера, отношение к себе, миру, вещам, деятельности; насколько волевым, активным, общительным и целеустремлённым он будет.
Основная задача родителей в процессе воспитания – напитать ребёнка любовью, добром, спокойствием, уверенностью, радостью, счастьем. Сделать это возможно посредством собственного примера.
Действительно, часто родители подменяют понятия любовь понятием материальных благ и думают так: «Если я тебе покупаю, значит – люблю». Материальные ценности вытесняют живое общение и тепло души. Сейчас модно выставлять свои успехи, а подчас их иллюзию, на просторах сети Интернет. И родители подменяют реальные достижения детей картинкой – видимостью успешности.
Психологи ищут корень проблем в детстве. Родители, которые приводят воспитанников в детский сад сегодня, – это дети 1990-х. Их самих необходимо научить любить своих детей правильно и разумно. Уделять минимум полчаса на живое общение с ребёнком «глаза в глаза», узнавать, что их беспокоит, чем наполнен его день, что принесло радость, что удалось, что узнал нового и интересного. Приятно общаться с семьями воспитанников, у которых есть свои семейные традиции. Через традиции прослеживается связь поколений, передаются семейные ценности и нравственные нормы.
Конечно, в современных реалиях родители вынуждены больше времени тратить на зарабатывание денег, досуг они проводят в гаджетах, откупаясь от детей модными и не всегда полезными игрушками. Поэтому педагогам очень важно как можно больше вовлекать родителей в сотрудничество с детским садом.
- В настоящее время существует большое количество авторских программ, методик и инновационных подходов к воспитанию детей. Что важно учесть?
- Каждый родитель рано или поздно задумывается, каким образом ему воспитывать и обучать ребёнка. Сложность выбора заключается в том, что существует огромное множество взглядов на то, как и в каком возрасте начинать обучение, как правильно воспитывать, какие качества формировать. Споры вызывают объёмы информации и очерёдность получения знаний, умений и навыков.
При самостоятельном выборе методик и программ я бы посоветовала родителям обращать внимание на содержание материала, доступность, реальность выполнения, временные границы, финансовые затраты и целесообразность в принципе. Если родители определились с направлением программы и начали её реализовывать с ребёнком, то делать это нужно системно, без пропусков и в игровой форме, так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра.
Десять причин «за» детский сад
- Порой молодые родители сознательно не отдают ребёнка в детский сад. Почему это ошибка? Какие бы вы привели аргументы в доказательство того, что «детский сад – это не камера хранения», а место, где ребёнок начинает социализироваться?
- Перечислю несколько причин, по которым ребёнку нужно ходить в детский сад.
Ребёнок обретает навыки социального взаимодействия с людьми, учится общаться, налаживать первые контакты со сверстниками. У него появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.
Детский сад – это место, где вырастает и формируется личность. Именно здесь ребёнок учится взаимодействовать с коллективом сверстников. Таким образом, в детском саду сглаживается детский эгоизм, и на смену ему приходит чувство коллективизма. Ребёнок учится общаться с другими взрослыми, признавать авторитет «чужого» взрослого – это поможет ему в дальнейшем лучше выстраивать отношения в школе с учителями. Очень важны для ребёнка, для его осознания себя как личности, сюжетно-ролевые игры.
В детском саду ребёнок знакомится с определёнными правилами поведения и учится соблюдать их. Детский сад развивает самостоятельность. В детском саду дети усваивают навыки самообслуживания гораздо быстрее, чем дома.
Ещё один важный фактор «за» детский сад - здоровье ребёнка. Детскими болезнями необходимо переболеть именно в детстве, не оттягивая их приход и вырабатывая иммунитет.
В детском саду ребёнок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребёнка. О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты. Большой плюс в том, что занятия в детском саду, в отличие от домашних занятий, проводятся по расписанию, систематически.
В группе дети быстрее развиваются. Секрет прост: ребёнок, который дома не желал, ленился выполнять задания, в садике наблюдает за сверстниками и хочет быть первым, лучшим, также стремится научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества.
Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, фантазию, ручную работу с настоящими материалами и живым цветом.
Детский сад – это лучшая тренировка перед школой. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьёзные требования, и родители могут доверить ребенка профессионалу. Вся совместная с педагогом деятельность задействует мелкую моторику, влияя на память, логику, мышление самым непосредственным образом. Будущие таланты и способности ребёнка проявятся через годы, в грядущем - на том основании, которое вы заложите сейчас.
«Цифра»: плюсы и минусы
– В третьем десятилетии XXI века основные изменения в образовании связаны с цифровизацией. В широком смысле цифровизация понимается как процесс формирования конкурентоспособных профессионалов в цифровом мире. В чём проявляется цифровизация в дошкольных учреждениях?
- Цифровые средства становятся незаменимыми для образного, красочного предоставления информации. Цифровые технологии позволяют донести материал до ребёнка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях. Обучающие компьютерные игры, подобранные согласно возрасту и индивидуальному развитию ребёнка, становятся хорошим способом для самообучения, развивают произвольную память и концентрацию внимания дошкольника.
Современные дошкольные образовательные учреждения активно работают со средствами мультимедиа, интернет-ресурсами, цифровыми проекторами, интерактивными досками. Для улучшения понимания и наглядности материала педагоги успешно используют в своей работе видео, презентации, анимации, иллюстрации и прочие средства наглядного представления информации. Современный воспитатель должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические тренды.
- Актуальна проблема клипового мышления. Наш организм приспосабливается к любому изменению внешней среды, в том числе и к огромному потоку информации, поэтому мозг просто вынужден так реагировать, у него нет выбора. Удивительно, но по сути человек начинает мыслить так, как созданная им же техника, он копирует аналоговые системы: выбирает информацию по ключевым словам, тегам, символам. А если не находит, это ставит его в тупик. В бурном информационном потоке навык рефлексии, далеко не самый нужный, постепенно утрачивается. В результате в сложный момент человеку трудно принять решение. Никакой Google не скажет ему, как жить дальше...
- Педагоги детского сада бьют тревогу по этому вопросу, так как детям с «клиповым» мышлением сложно концентрироваться, они могут долго делать простое задание, потому что всё время отвлекаются. Им с трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и делать выводы.
- Какие советы вы дали бы родителям насчёт подготовки ребёнка к детскому саду?
- Для прохождения максимально успешной адаптации к дошкольному учреждению мы советуем родителям заранее привести режим пребывания ребёнка дома к режиму детского сада. Например, снизить эмоциональную нагрузку, дать возможность проявлять самостоятельность при приёме пищи, одевании-раздевании, при выполнении гигиенических процедур.
- И в завершение нашего интервью - ваши пожелания тем, кто решил стать воспитателем.
- Воспитание детей – дело ответственное и увлекательное, цель которого - наполнить детские будни нескучным содержанием. Если вы хотите прожить счастливую профессиональную жизнь с приключениями, экспериментами, квестами, поиском ответов на бесконечные «Почему?», то тогда вам точно быть воспитателем!
Константин ЛАНГУЕВ
Текст публикуется с разрешения интернет-издания «Диалог»
Оставить сообщение: