Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, Валерий Чкалов вошёл в историю воздушного флота благодаря своему беспосадочному перелёту Москва — Ванкувер (США) через Северный полюс на самолёте АНТ-25.
Родился он в селе Василёво Нижегородской губернии в семье выходцев из Сормова. Предки Валерия Павловича работали на Сормовском заводе.
Мечта об авиации
В 1919 году в 15 лет Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в этом авиапарке.
В 1921 году 17-летний Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевск в Московской области в Теоретическую школу авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР. После её окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск во 2-ю военную школу лётчиков Красного воздушного флота, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro-504. По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты (истребители Martinsyde.F.4 и Fokker C-III). В конце мая 1924 года Чкалов прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. Лётчиком-инструктором у Чкалова в Серпухове был Михаил Михайлович Громов — Герой Советского Союза, будущий основатель лётно-исследовательского института, носящего его имя в Жуковском.
14 августа 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов для дальнейшего прохождения службы прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей» (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный опытный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов; имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями…
Осенью 1935 года лётчик Георгий Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. В мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня на Щёлковском аэродроме всё с той же длинной взлётно-посадочной полосы со стартовой горкой, сооружённой специально для полётов на рекордную дальность. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке.
За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного знамени.
12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета национальностей Верховного совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. В том же году по просьбе жителей Василёва посёлок был переименован в Чкаловск.
Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года при проведении 1-го испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.
Память
Известный памятник Чкалову, что у Нижегородского кремля, был установлен во вторую годовщину гибели лётчика, 15 декабря 1940 года. Автором скульптуры стал друг Чкалова, выдающийся советский скульптор Исаак Менделевич, за эту работу он был удостоен Сталинской премии… А место, занятое памятником, по злой иронии судьбы незадолго до того Чкалов и Менделевич выбрали для памятника Максиму Горькому.
Однако самым первым в СССР памятником Чкалову стал бюст, установленный за год до того в Высокове, на улице Землячки, у дома номер четыре. Дело в том, что в бывшей деревне Высоково Козинской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии родились, жили и ушли из жизни почти все предки и родственники Валерия Чкалова по отцовской и материнской линиям. Кстати, стоящий ныне на пересечении улиц Земледельческой и Ужгородской бронзовый бюст героя появился в 1994 году, это работа Павла Гусева. А первоначально памятник представлял собой авторскую гипсовую копию Менделевича с мраморной скульптуры.
Как писал историк Сормова Алексей Гулевских, «17 июня 1997 года, в канун 60-летия исторического перелёта советского самолета АНТ-25 из Москвы через Северный полюс в Америку, в Сормове была открыта мемориальная доска на здании кинотеатра "Буревестник" - на месте дома № 242 на улице Коминтерна, в котором в 1937—1941 годах размещался штаб Сормовского аэроклуба им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова. Воспитанниками этого аэроклуба были будущие Герои Советского Союза лётчики-штурмовики К. Давыдов, И. Зиновьев и В. Мочалов».
Валерий Павлович не забывал историческую родину своих предков и бывал в Высокове. Ну а 10 августа 1937 года, как пишет Алексей Гулевских, «сормовичи встречали Чкалова, только что возвратившегося из Америки после легендарного перелёта через Северный полюс. С трибуны, установленной рядом с управлением завода "Красное Сормово", Валерий Павлович держал отчёт перед тысячами земляков о проделанной в этом перелёте работе».
В 1937 году в честь Чкалова сормовичи назвали пассажирский теплоход. Вообще «чкаловский» след в Сормове остался колоссальный. Подробнее об этом можно прочитать в №5 «Красного сормовича» за 2020 год.
По материалам Интернета подготовила Дарья СМЫСЛОВА
Оставить сообщение: