Родился будущий корабел 30 октября 1926 года в деревне Щепачиха (тогда Гороховецкого уезда Владимирской губернии, а ныне – Павловского района Нижегородской области), в многодетной крестьянской семье. Судьба послала Ефиму Степановичу Леонову и его супруге Татьяне Петровне десять детей – пятерых сыновей и пять дочерей. Они выросли и разъехались по необъятной стране – в Сибирь, Казахстан, на Урал, в Подмосковье...
В начале 1930-х годов Леоновы перебрались в деревню Куприяново. Там Николай – младший из сыновей – окончил школу и пошёл работать совхоз «Колос социализма». Там же впоследствии он нашёл и любовь всей своей жизни – свою жену Тамару Николаевну.
В 1942 году Николай Леонов поступил учиться в Горьковское речное училище. После его окончания в 1946 году переехал в Астрахань. На берегах Каспия Николай Ефимович трудился сменным механиком, а затем плановиком-диспетчером на судостроительном заводе им. М.С.Урицкого.
В 1947 году Н.Е.Леонов вернулся в Горький, чтобы стать студентом Института инженеров водного транспорта. Получив в 1952 году диплом инженера-механика, он был принят на должность мастера на старейшее предприятие города, по праву считавшееся флагманом советского судостроения – завод «Красное Сормово». Практически сразу молодой специалист был направлен на общественную работу: его избрали секретарем заводского комитета комсомола, а через два года откомандировали в распоряжение Горьковского горкома ВЛКСМ, где Леонов занял пост второго секретаря.
В 1957 году Николай Ефимович вернулся на уже ставший для него родным Сормовский завод. Трудился заместителем начальника, затем начальником сварочного цеха, в 1964 году был назначен начальником планово-производственного отдела, в 1965-м стал заместителем директора завода по производству и, наконец, в 1970-м был избран секретарем заводского комитета КПСС.
В то время слава сормовских кораблестроителей гремела по всей стране. Один за другим сходили со стапелей завода сухогрузы, речные танкеры, морские железнодорожные паромы. Первая в стране установка непрерывной разливки стали и первый в СССР катер на воздушной подушке, первые в мире серийные суда на подводных крыльях и первые подводные спасательные аппараты – сормовичи воистину находились тогда на переднем крае научно-технического прогресса.
Играло «Красное Сормово» важную роль и в развитии обороноспособности Советского Союза. К середине 1960-х годов завод стал одним из крупнейших в стране производителем подводных лодок.
Неудивительно, что в 1973 году Н.Е. Леонов был назначен заведующим отделом оборонной промышленности Горьковского обкома КПСС. В его ведении оказались десятки предприятий Горьковской области.
В 1974 году Николай Ефимович вновь возвращается на «Красное Сормово», но уже в роли главного человека на заводе. При новом директоре сормовским корабелам довелось сыграть важнейшую роль в техническом перевооружении советского Военно-Морского Флота. В период руководства Н.Е. Леонова на заводе был создан подводный атомоход третьего поколения – АПЛ пр. 945 «Барракуда», прочный титановый корпус которой позволил субмарине в полтора раза увеличить глубину предельного погружения по сравнению с предшественницами. Другое замечательное достижение конструкторов «Барракуды» – феноменальное даже по нынешним временам снижение уровня магнитного поля, что делало подлодку малозаметной для приборов потенциального противника.
Визит на завод «Красное Сормово» Председателя Президиума Верховного Совета СССР Василия Васильевича Кузнецова в день спуска на воду головной АПЛ пр. 945 «Барракуда». 21 июля 1983 года (второй справа Н.Е. Леонов, третий справа В.В. Кузнецов)
Тогда же сормовичи освоили производство разработанной ленинградским ЦКБ «Рубин» дизельной подводной лодки пр. 877 «Варшавянка». Эту самую бесшумную подводную лодку в мире американцы величали «Чёрной дырой в океане».
Продолжали один за другим спускаться на воду и гражданские суда. За время руководства Н.Е. Леоновым завод «Красное Сормово» сдал в эксплуатацию свыше тридцати новых сухогрузов.
Заслуги Николая Ефимовича перед Родиной были отмечены орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». А в 1982 году Н.Е. Леонов был удостоен Государственной премии СССР за внедрение новой техники при строительстве морских транспортов-ракетовозов.
Еще в 1972 году сормовичи передали ВМФ СССР морской транспортный ракетопогрузчик «Амга» (пр. 1791). Спроектированное севастопольским ЦКБ «Коралл» и внешне замаскированное под танкер, это уникальное судно предназначалось для доставки на субмарины боевых ракет подводного базирования. Став директором «Красного Сормова», Николай Ефимович принял активное участие в строительстве новых, модифицированных судов пр. 1791 – «Ветлуги» и «Даугавы».
Как руководитель крупного предприятия, Н.Е.Леонов наряду с производственными делами нёс большую общественную нагрузку – был членом Горьковского обкома КПСС, депутатом областного Совета народных депутатов.
Времени на отдых оставалось немного. Николай Ефимович предпочитал отдых активный. Ходил на лыжах, рыбачил, играл в настольный теннис. Летом старался вырваться за грибами в родные места. Был увлечённым коллекционером-фалеристом, его собрание значков насчитывало около шести тысяч штук, и самым крупным разделом в коллекции было «Судостроение».
Ещё одной страстью Н.Е. Леонова был театр. Началось это увлечение в студенческой юности, когда Николаю довелось играть в самодеятельном театре Института инженеров водного транспорта. В зрелые годы директор «Красного Сормова» стал завсегдатаем Академического театра драмы им. М.Горького.
В 1984 году Н.Е. Леонов переходит на работу в Горьковский политехнический институт, становится доцентом кафедры экономики и организации машиностроения (учёная степень кандидата экономических наук была ему присвоена ещё в 1977 году). Преподавательской деятельностью он продолжал заниматься до последних месяцев жизни. Скончался Николай Ефимович Леонов 10 июля 1992 года.
Продолжателем дела Николая Ефимовича на заводе «Красное Сормово» стал его сын Сергей, начавший свой профессиональный путь в отделе главного строителя судов. Сергей Николаевич Леонов 15 лет строил и сдавал Военно-Морскому Флоту страны подводные лодки. С 1992 работал в финансовом отделе ОАО «Завод «Красное Сормово», а в 2002 году возглавил его. В 2016 году С.Н. Леонов подготовил к изданию книгу воспоминаний своего отца – «О жизни и о себе. Страницы жизни директора завода». С 2018 года С.Н. Леонов возглавляет Музей истории завода «Красное Сормово».
Память замечательного организатора отечественной судостроительной промышленности увековечена в Нижнем Новгороде. В июне 2008 года на доме (Верхне-Волжская набережная, 8а), в котором в 1978–1992 годах жил Николай Ефимович Леонов, была установлена мемориальная доска,
В апреле 2021 года, в год 95-летия со дня рождения Н.Е. Леонова, на заводе «Красное Сормово» готовится к спуску на воду сухогрузный теплоход проекта RSD59 (стр. № 26), на борту которого начертано имя «Николай Леонов».
Оставить сообщение: