12+
Специальная версия

Это надо знать. Осторожно: аниме!

Индустрия аниме заняла все возрастные ниши, используя различные приёмы привлечения и детской, и подростковой, и взрослой аудитории. И в этих мультфильмах далеко не всё однозначно.

Дети привлекаются сказочными сюжетами, красивыми картинками, интересными приключениями. Вот только в ряде фильмов наблюдаются смысловые «перевёртыши». Пример: в фильме "Ведьмина служба доставки» мы видим милую девочку, её добрую маму, заботливого отца, их уютный, светлый дом, утопающий в цветах. В наших традиционных представлениях такие герои олицетворяют свет, добро, правду. Автор фильма их так и позиционирует, но вскоре выясняется, что мама и дочка – ведьмы, что в традиционных российских ценностях вовсе не позитивно. У нас, взрослых, происходит когнитивный конфликт, а у детей, с их формирующейся системой понятий о добре и зле, происходит формирование представлений, отличных от наших, ведь то, что в традиционных народных сказках было олицетворением тёмных сил, здесь является светом.

После сказочных аниме ребёнок переходит к подростковым сюжетам.

 

Там, с различной степенью навязчивости, наличествует сексуально-эротический компонент - в популярных, распространённых поджанрах яой, юри и хентай. По сути, это путь к откровенному растлению: они ориентируют молодёжь на гомосексуальные отношения как норму. Не говоря уж о том, что такие культурно-ценностные установки раскалывают понятийный строй детей и взрослых, прокладывают между ними пропасть. Накопление в ментальном плане ребёнка подобных «перевёртышей» приводит к полному непониманию и неприятию традиционных ценностей и установок, и намечается трещина в представлениях старшего и младшего поколения, которая со временем может разрастись в непреодолимую смысловую пропасть.

Грандиозность фантастических миров аниме буквально завораживает. Активно используются темы сверхидей, спасения человечества, обладания сверхспособностями, холодящей душу магии, колдовства, демонических миров, перерождения людей в монстров. Лужи крови, гипертрофированные эмоциональные проявления в мимике, жестах, позах, сильная по эмоциональному воздействию музыка -  всё это создаёт столь завораживающую виртуальную действительность, что реальная окружающая жизнь в сравнении с ней обесценивается и начинает казаться ребёнку, подростку бесцветной, не имеющей смысла.

Мир аниме настолько отличается от привычного мира, что психика во время просмотра постоянно пребывает в стрессовом состоянии. Яркие, захватывающие, необычные образы, цвет, эффекты, фантастические сюжеты - буквально всё в этих мультфильмах чрезмерно. Вследствие этого зритель уже не удовлетворяется реальным миром, который существует вокруг него. Он жаждет снова испытать действие сильных впечатлений, стремясь находить всё более мощные по воздействию фильмы. Такие эксперименты над психикой утомляют её, но аниме имеет мощную притягательную силу воздействия, с которой ребёнок, подросток не может справиться. После просмотров, что не удивительно, он чувствует апатию, безразличие ко всему.

 

Японское аниме заметно отличается от мультфильмов, создаваемых в России, США и странах Европы.

В России любые мультфильмы априори считают развлечением для детей. В Японии такого разделения не существует: анимационные фильмы снимаются как для малышей, так и для взрослых людей. На несовершеннолетних в полной мере ориентирован лишь один жанр, «комодо», остальные же предполагают взрослую или юношескую аудиторию. Яркий пример – начинающийся вполне безобидно мультфильм о Второй мировой войне, с ужасающей реалистичностью показывающий последствия взрыва атомной бомбы над Хиросимой.

Итогом просмотра таких «детских мультиков» может стать не только нервный срыв, но и настоящая психологическая травма.

Любой мультфильм априори влияет на психику. Вопрос - в том, положительным или отрицательным является это воздействие.

Необходимо понимать, что аниме как вид мультипликации является продуктом японской культуры, заметно отличающейся от культуры европейских народов. Сюжеты, образы героев и транслируемые ценности основываются на традициях этой древней страны, отвечая её требованиям, особенностям и идеалам. Но, попадая в другую культуру, понятные любому японскому подростку символы теряют своё значение и превращаются в лучшем случае в ненужный элемент событий, а в худшем диаметрально меняют смысл аниме.

В аниме, как и в обычных мультфильмах, часто поднимаются серьёзные вопросы, на которые зрители должны найти ответ в ходе просмотра. Но люди, воспитанные на совершенно иных, не японских традициях, не в состоянии правильно интерпретировать поднятую проблему. В итоге предполагаемый воспитательный момент исчезает или приобретает негативный оттенок.

Существует мнение, что подростки, насмотревшись японских анимационных мультфильмов, выходят на улицу и начинают на самом деле убивать... К сожалению, специалисты не исключают вероятности этого. Сцены насилия в аниме, действительно, более откровенны, чем в русских или европейских мультиках. В японской культуре нет негласного «табу» на изображение крови и смерти, и, конечно, это способно оказать негативное влияние на сознание ребёнка, который смотрит такие мультфильмы в большом количестве. Впрочем, нельзя не признать, что влияние подобных сцен в японских аниме более серьёзно, чем пропаганда насилия в современных фильмах производства США или в «бандитских» сериалах России начала двухтысячных годов.

 

В чём же может быть выражен вред психике от неконтролируемого просмотра аниме?

 

Исследования показывают, что эта субкультура вызывает зависимость. Аниме может вовлечь человека чрезмерно, и порой это чревато печальными последствиями.

Аниме – это красиво, эстетично, ярко, чётко. Это касается и положительных, и отрицательных персонажей, абсолютно всех. Мир вокруг героев, даже если это постапокалиптический мир (весьма частая «декорация»), также представлен стильно и не без шика, так что ребёнок, как сейчас говорится, «залипает».

Мир, в котором происходит действие, в 99% случаев - это альтернативный мир: будущего или прошлого, виртуальный мир, или фэнтези, мир магии, мир зомби, демонов, постапокалиптический. Всё, что угодно, но только не реальный мир. Со своими специфическими правилами и законами. В итоге ребёнок сотни часов проводит за просмотром альтернативной реальности со своими жёсткими установками, которой на самом деле нет, но которая теперь есть в его сознании, и чем зритель младше, тем сложнее ему защититься от втягивания в альтернативную реальность.

Да, есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием… Но есть и другие, после просмотра которых юный зритель чувствует апатию, безразличие ко всему, которые выхолащивают ценность реального мира, реальной жизни в нём.

Аниме – это надолго. Продолжительность эпизодов не слишком велика, около 20 минут, но их в сериале может быть и сто, и более, и оторваться от просмотра сериала, выстроенного по драматургическому принципу «А что дальше?» непросто. А ведь нередко из эпизода в эпизод повторяется одна и та же мысль.

 

Пример

В одном из самых популярных аниме-сериалов «Класс убийц» сюжет строится на том, что инопланетное существо уничтожает половину луны и устраивается в 4-й класс обычной школы учителем, при этом заявляя правительству, что если школьники в течение полугода не смогут его убить, то он уничтожит землю. Все ученики ходят на уроки с оружием и каждую серию пытаются убить своего учителя: застрелить или зарезать, устраивают ловушки. Согласитесь, спорный сюжет! При этом каждую серию как заклинание ученики по несколько раз повторяют «убить учителя», «мы должны убить учителя», «давай застрелим учителя», «мы - класс убийц».

 

Момент, особенно важный с учётом восприятия детей, - мигание, мерцание, крайне резкая смена картинок. Плюс «ненормативное» количество кадров в секунду: в аниме - 15 вместо 24 (кино) и 25 (PAL/SECAM) /30 (NTSC). Воздействие таких приёмов сходно с гипнотическим и отнюдь не оказывает положительного воздействия на зрение и психику.

 

По мнению специалистов, мультфильмы в стиле «аниме» действительно способны оказывать неблагоприятное воздействие на неокрепшую психику детей и подростков. В данном случае идёт воздействие по нескольким направлениям.

Происходит подмена социальных ценностей. Например, привлекательная, ласково разговаривающая тётя по ходу сюжета может оказаться злой колдуньей, и тут кроется определённая ловушка. В российской традиции внешность персонажей, как правило, даёт представление и о его сущности. Дети знают, что красивой бывает добрая принцесса, а уродливой – Баба Яга, живущая в неопрятной избушке на курьих ножках. Возникает конфликт, разрушающий прежние представления о добре и зле, отрицательно сказывающийся на оценке окружающего мира. Одновременно срабатывает стереотип «красивый – значит, хороший», заставляющий ребёнка невольно подражать отрицательному, но мило выглядящему персонажу.

Фантастические миры, показываемые в аниме, настолько привлекательны, что подростку порой трудно вернуться к нормальной действительности. Так что чрезмерное увлечение аниме часто становится причиной эскапизма – ухода от реальности. В итоге такие дети теряют интерес к общению со сверстниками, забывают прежние увлечения, перестают уделять внимание учёбе.

Быстрое мельтешение кадров и напряжённость сюжета заставляют мозг подростка находиться в постоянном стрессе, который не всегда проходит после завершения серии.

Резкая смена контрастных цветов, наличествующая в аниме, опасна для людей, склонных к эпилепсии или страдающих скрытыми психическими болезнями.

Превращение, согласно сюжету, людей в жутких монстров, убивающих направо и налево, расшатывает психику и может не только сформировать подсознательный страх перед другими людьми, но и стать «спусковым крючком» для развития психического заболевания.

Словом, дети и подростки с их формирующейся психикой поневоле попадают в группу риска при просмотре большого количества аниме.

 

 

Самые характерные черты аниме

- Изображение персонажей в искажённых пропорциях. Это связано с тем, что всё в аниме, включая внешность, имеет символьное значение и призвано заострять внимание на конкретных аспектах характера персонажа.

- Особая рисовка лица: заострённые черты, гипертрофированно крупные глаза и практически не прорисованные нос и губы.

- Отличающаяся от реалистичной цветовая гамма: либо слишком яркая, с контрастными оттенками, либо, наоборот, мрачная, состоящая в основном из чёрных, коричневых и синих тонов.

Секрет популярность аниме кроется, во многом, в сильных эмоциях, показываемых на экране. Причём они часто выглядят преувеличенными, что привлекает подростков: ведь именно в возрасте 12–17 лет интенсивность и понятность чувств является главным, и это определяет степень интереса к тому или иному произведению. А фантастические миры и персонажи — это всегда интересно. Впрочем, есть и другие «приманки»: занимательные сюжеты, часто имеющие мистические мотивы; красиво изображённые герои; яркие спецэффекты; качественная, хорошо передающая эмоциональный настрой музыка. Целевая аудитория у таких мультфильмов всегда широкая, а за счёт разнообразия сюжетов и жанров значительная часть подростков если и не увлекается аниме, то хотя бы изредка смотрит его.

 

Александр ИВАНОВ. Фото из Интернета

(Окончание следует)

10:06 02.04.2021 16+
3491

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom