
Скулшутинг – это вооружённое нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Ещё в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжёлые травмы. С тех пор случаи стрельбы в школе получают своё распространение на территории всего мира.
Первый в России громкий случай вооружённого нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году случилось два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооружённый топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, а также поджёг классную комнату. После таких вопиющих случаев в прессе появилось новое определение «субкультура Колумбайн».
«Колумбайн» – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооружённое нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс, а трагические события легли в основу сценария нескольких художественных фильмов – «Класс», «Слон», «Боулинг для Колумбины» и другие. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» набрала обороты и получила немалое количество последователей.
Ученик одной из школ города Стерлитамака в 2018 году пришёл на урок информатики с ножом и «коктейлем Молотова». До появления охранника он успел ранить двух одноклассниц и учительницу, затем попытался покончить с собой. На допросе признался, что считает себя последователем Эрика Харриса и Дилана Клиболда - американских подростков, 20 апреля 1999 года устроивших бойню в "Колумбайне". Тогда были убиты 13 человек, ещё 23 получили ранения.
Эрик и Дилан — не первые американские школьники, устроившие бойню в альма-матер. Но именно они стали кумирами миллионов подростков по всему миру. Во многом благодаря "кинематографичному" сценарию бойни: около часа вооружённые помповым ружьём, карабином и пистолетом старшеклассники ходили по школьным коридорам и расстреливали всех встретившихся им на пути. А потом покончили с собой. Чёрные плащи, очки, записанный на любительскую камеру прощальный ролик — всё это способствовало романтизации образов Харриса и Клиболда.
В колумбайн-сообществах состояли и подростки, напавшие 15 января 2018 года на учеников пермской школы: они ранили 14 детей и учительницу. В 2017 году 15-летний ученик подмосковной Ивантеевки пронёс в класс пневматическую винтовку и топор. В день расправы он демонстративно надел чёрный плащ, аналогичный тем, в которых пришли на бойню американские подростки. Парень не скрывал: Эрика Харриса и Дилана Клиболда он считает своими кумирами.
До недавнего времени в социальной сети "ВКонтакте" было несколько десятков групп, посвящённых трагедии в "Колумбайне". В самой многочисленной из них участвовали десять тысяч пользователей. После нападений на школы в Перми, Улан-Удэ, Стерлитамаке многие из этих пабликов заблокировали. Но запрещённые группы продолжают жить в виртуальном пространстве — администраторы некоторых пабликов заранее позаботились о резервных копиях. Почти в каждом сообществе отдельные посты посвящены тому, как одноклассники унижали устроивших бойню в Колорадо подростков. Это основное объяснение, почему подростки во всём мире делают Эрика и Дилана своими кумирами. Они не считают их убийцами! В сознании "колумбайнеров" Харрис и Клиболд — аутсайдеры, отомстившие своим обидчикам.
По словам врачей-психотерапевтов, для подростков во все времена было характерно формирование маргинальных групп. Молодые люди ищут объект подражания не по принципу «добро — зло», а по принципу: заметен или не заметен этот персонаж на горизонте. Фигура кумира должна быть колоритной, а в "плюс" она окрашена или в "минус" — для современной молодёжи не очень важно. Подростки знают, насколько зыбко виртуальное пространство: сегодня ты герой, завтра злодей, а послезавтра вообще исчезнешь. Всё зависит от того, сколько тебе поставят лайков.
Созданные школьниками романтизирующие Эрика и Дилана сообщества — лишь верхушка деструктивного движения. Есть группы куда более опасные. И управляют ими чаще всего взрослые. Паблики на тему массовых расстрелов в школах условно можно разделить на несколько групп. Первые — это имеющие монетизацию, то есть созданные с целью заработка. Такие группы живут главным образом за счёт рекламы. Стоят за такими сообществами компании, которые занимаются продвижением товаров или услуг. Они готовы развивать любую популярную у подростков тему, если в данный момент к ней есть интерес. А параллельно рекламируют популярные у подростков предметы гардероба, напитки, гаджеты. Даже на не самом посещаемом паблике можно неплохо заработать. Сообщество, в котором 20 тысяч подписчиков, может приносить в месяц 50-60 тысяч рублей. Если группа раскручена и в ней от ста тысяч индивидуальных пользователей, доход от рекламы достигает 200-300 тысяч. Это деньги, ради которых администраторы считают возможным пожертвовать моральными принципами.
Наиболее вредоносными эксперты считают сообщества, где проводят социологические исследования. Итог такой работы — вычисление подростков, которых в будущем можно использовать в своих интересах. Например, агентам "Кибердружины", которые под видом школьников сидели в колумбайн-сообществах и активно лайкали ролики и мемы об Эрике и Дилане, через некоторое время предложили заняться закладкой наркотиков. Вычислить администраторов таких групп непросто. Главным образом потому, что чаще всего они создают фейковый профиль. Многие из IP-адресов зарегистрированы на Украине. Более того, есть основания предполагать, что на создание околоколумбайновских групп переключились некоторые бывшие администраторы "групп смерти".
Всем родителям подростков стоит постоянно обращать внимание на малейшие изменения в поведении детей. И если заметили что-то настораживающее, нужно не бояться обратиться к врачам и в правоохранительные органы. Например, родители устроившего резню в Стерлитамаке знали об увлечении сына темой школьных атак, но не придали этому должного внимания...
Для того, чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним можно отнести конфликтную обстановку внутри семьи, нарушенную коммуникацию в школе со сверстниками или педагогами, длительное социальное неблагополучие и т.д. Внутренние факторы – это затяжное депрессивное состояние, ведомость, незрелость, внушаемость и т.д. При совокупности перечисленных выше факторов СМИ, видеоигры, социальные сети могут явиться триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка. Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение подростка оказывал влияние ряд факторов, и не все они возникли одномоментно и сиюминутно. В большинстве случаев многие факторы оказывали своё влияние пролонгированно, то есть воздействовали на психику ребёнка и его поведение на протяжении длительного периода, возможно, и всей жизни.
Семейный уклад – базис для любого ребёнка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребёнка, а семейные традиции и правила представляются ребёнку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Стоит заметить, что в России нападения чаще совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку достать проще, чем пистолет.
Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает с целью защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней - при этом внешне подросток остаётся спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьёзных психологических проблем. Задача родителей – помочь ребёнку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить чёткую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей: они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние, вызывала некие поведенческие особенности. Травля может быть прямой – когда ребёнка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»).
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Но диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.
Самое важное – контакт со своим ребёнком. Когда ребёнок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше, с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребёнка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родителями может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе.
Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!
Оставить сообщение: