
Но как же рано приходится делать этот выбор нашим детям - ещё учась в школе, находясь в подростковом возрасте, плохо зная себя, свои сильные и слабые стороны, склонности и способности. В этом и призвана помочь ребёнку и его родителям профориентация в школе.
Профориентация – это целенаправленная помощь в профессиональном самоопределении. Для её эффективности нужен непрерывный системный поход, который берёт начало ещё в начальной школе.
Детям с первого класса необходимо рассказывать о мире профессий, об их разнообразии, появлении новых современных направлений. Это хорошо осуществляется в форме игр, с помощью экскурсий, встреч с людьми интересных профессий.
В среднем звене некоторые ребята, повзрослев и видя опыт своих родителей, начинают проявлять интерес к определённому виду деятельности. На этом этапе хороши профориентационные игры, видеоуроки, мини-тренинги, тематические классные часы, сочинения на тему «Кем я хочу быть».
В 9–11-х классах профориентация в школе начинает носить более серьёзный, практический характер. Так, помимо внеурочной деятельности - экскурсий на различные предприятия города, интервью со специалистами из разных областей, профориентационных конкурсов, дней открытых дверей в вузах и колледжах - в сормовской школе №77 проводятся регулярные занятия по профориентации. Они направлены на расширение знаний о мире профессий и современном рынке труда, о возможностях обучения; включают в себя психологическую диагностику по выявлению способностей и профессиональных предпочтений.
Занятия помогают ребятам избежать основных ошибок при выборе учебного заведения и будущей профессии:
- пойти учиться «за компанию» - поступить учиться вместе с друзьями или одноклассниками;
- выбор под давлением окружающих – чаще всего, родителей, у которых видение будущего своего ребёнка не учитывает его интересы и способности, а зачастую транслирует собственные нереализованные желания;
- устаревшая или неправильная информация о профессии;
- учёт только видимой стороны работы, в то время как обратная сторона остаётся за кадром;
- отсутствие желания разобраться в себе и своих склонностях.
В нынешней ситуации с выходом в приоритет онлайн-реальности очень актуальны электронные образовательные ресурсы и специализированные профориентационные сайты, которые помогают старшеклассникам разобраться в себе и сделать выбор. Самые популярные: Профориентатор.ру, Навигатор Поступления, Поступи-онлайн. С их помощью можно понять, какие предметы стоит выбрать для сдачи ЕГЭ, определиться с учебным заведением, обязательно рассмотреть запасные варианты, уточнить проходной балл за прошлый год и оценить свои реальные возможности.
Как работник сферы профориентации желаю ребятам не бояться своих желаний, верить в себя, а также помнить, что современный мир очень изменчив и многообразен! Никогда не стоит бояться и ограничивать себя одним выбором на всю жизнь, как это считалось ранее. Перед каждым человеком при выборе пути открывается много дорог, они могут быть прямыми или извилистыми, а могут и переплетаться друг с другом… Иногда понять, что выбор пути был сделан действительно правильно, можно по прошествии не одного года. Но это и есть ваш путь, который даст бесценный опыт, новые знания, интересные встречи и новые возможности. Можно получить одну профессию и всю жизнь работать в ней, а можно – несколько, раскрывая себя всё глубже и самосовершенствуясь, двигаться в разных направлениях. Важно получать от работы не только материальное, но и психологическое удовлетворение.
Верьте в себя — и всё обязательно получится!
Ирина ГУБАРДИНА, педагог-психолог (ответственный за профориентацию) школы №77
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию. За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
© Создание сайта – Информагентство Инфорос 2025
Учредитель и издатель ООО ИА «Инфорос».
Главный редактор: Федотова М.В.
E-mail:krsorm@bk.ru
Оставить сообщение: