Педагогический стаж Александра Семёновича Шабалина начался в 1954 году в Ветлужском районе Горьковской области, в Краснопрудской сельской школе, куда ходила учиться детвора из 20 окружных деревень. Сам он только что окончил школу и сдал экзамены на агронома в сельхозинститут.
«Экзамены сдал хорошо, но трудового стажа у меня не было, так что пришлось возвращаться домой», - вспоминает Александр Семёнович.
А дома молодого человека ожидало собственное хозяйство, поскольку братья были в армии, а он, седьмой сын, остался за старшего. И тут в возможную карьеру агронома вмешался случай, который определил его дальнейшую судьбу. В начале учебного года представители районо, по традиции, объезжали деревенские школы. В деревню Красные Пруды приехали затемно и забуксовали в грязи возле дома, где жили Шабалины. Зашли на огонёк, разговорились и, узнав, что парень смышлёный, с хорошим аттестатом, не мешкая предложили ему должность школьного учителя. А это была очень уважаемая должность! Молодой учитель с гордостью ходил по деревне, и все к нему относились с особым почтением – от детей до пожилых. В школе он преподавал физкультуру, математику, иностранный в 5 классе, геометрию в 6-м, черчение в 7-м.
«До сих пор я помню ребят, которые там были: шесть человек в 5-м классе, 14 - в 7-м, 17 – в 6-м. В сельской школе работать с детьми очень легко, у них у всех – стремление к знаниям, уважение к учителю», - рассказывает Александр Семёнович.
Однако не только с детьми пришлось ему заниматься. Шла ликвидация безграмотности, и вечерами, при свете керосиновой лампы, молодой учитель обучал пожилых жителей деревень в избе-читальне. За это он получил грамоту и вскоре был избран секретарём комсомольской организации колхоза «Новая жизнь».
«На нас, комсомольцах, лежала вся воспитательная работа, организация полевых, животноводческих бригад, соревнований, а также информирование населения, поскольку радио было не у всех. Молодёжь, старички собирались в избе-читальне, где мы по плану проводили лекции, готовили концерты, смотры художественной самодеятельности. Мне как руководителю комсомольской организации дали награду – первые восемь книг. С тех пор я стал собирать домашнюю библиотеку», - говорит Александр Семёнович.
После службы в армии, где молодой педагог три года преподавал военное дело в бригадной школе, судьба привела его в город Горький. Там он окончил физмат педагогического института и, по направлению райкома партии, стал инструктором средних учебных заведений по Сормовскому району. Партийную работу совмещал с преподаванием математики и электротехники. В 1965 году окончательно перешёл в Сормовский машиностроительный техникум (ныне Нижегородский политехнический колледж), где проработал 47 лет.
Заслуженный учитель РФ, отличник СПО (среднего профессионального образования), А.С. Шабалин 18 лет возглавлял областное методобъединение математиков сузов. Его вклад в образование был отмечен медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования» - это неполный перечень его наград за добросовестный труд.
Почётный ветеран города Нижнего Новгорода, Заслуженный ветеран Нижегородской области Александр Семёнович Шабалин ушёл на пенсию в 75 лет, посвятив себя работе со старшим поколением в Совете ветеранов Сормовского района, где был избран заместителем председателя. Но и молодёжь, которая окружала его всю жизнь, не забывал, параллельно занимаясь патриотическим воспитанием в школах и колледже.
Математические способности
Дочь, Людмила Александровна, первоначально хотела стать врачом, но, поступив на подготовительные курсы мединститута, быстро поняла, что «душа не лежит», и пошла по стопам отца, о чём не жалеет до сих пор. На вопрос, когда у Людмилы проявились математические способности, Александр Семёнович отвечает, что с ранних лет: «Первыми её словами были «a+b» - подслушала, как я готовлюсь к урокам».
Закончив физмат педагогического, Людмила Александровна работала учителем математики в школах № 78, 27 и 93, где трудится до сих пор, несмотря на пенсионный возраст, хотя до отцовского стажа - 58 лет и 8 месяцев - ей ещё далеко. Преподавательская деятельность Людмилы Александровны пришлась на непростое время, когда так любимое Александром Семёновичем воспитание чуть не кануло в прошлое. Многое в работе учителя пришлось перестраивать, но диалог с отцом - как разъяснить трудные моменты, интереснее преподать тему - никогда не прекращался.
Интересно, что профессию учителя математики выбрала и племянница Александра Семёновича - Татьяна Валентиновна Сизова (Шабалина). Она окончила физмат Сыктывкарского педагогического института и 40 лет проработала в школе. Татьяна Валентиновна – отличник просвещения, дважды получала грамоты за подготовку молодых учёных.
Сейчас педагогическую династию продолжает третье поколение семьи: внук Семён Андреевич Шабалин преподаёт на радиофаке Нижегородского политехнического университета им. Алексеева, а внучатая племянница Галина Николаевна Попович – завуч школы №26 в Сыктывкаре.
Профессия учителя не ушла в прошлое, хотя, конечно, уже не так популярна, как в довоенное время. Однако до сих пор педагоги отдают себя своему призванию и своим ученикам и при этом чувствуют себя счастливыми.
Людмила КРАПИВИНА
Фото из архива семьи Шабалиных
Уважаемые читатели, газета «Красный сормович» открыла новую рубрику - «Династия». Сообщайте нам о представителях сормовских династий, и мы обязательно о них напишем.
Оставить сообщение: