Герой Советского Союза, командир подводной лодки А.И. Маринеско родился в Одессе 2 (15) января 1913 года. После окончания семилетки и школы юнг был направлен на учёбу в Одесское мореходное училище. В 1933 году молодой штурман получил назначение вторым помощником капитана на теплоход «Красный Октябрь».
В 1930-е годы развернулось строительство отечественных подводных лодок, для которых специалистов готовили в том числе и из торговых моряков. Учитывая хорошие характеристики Александра, в 1933 году по набору ЦК ВКП(б) его призывают в ВМФ и направляют в Учебный отряд подводного плавания на штурманское отделение. Накануне войны старший лейтенант Маринеско принимает в командование ПЛ М-96, и его экипаж становится лучшим по боевой подготовке на Балтике.
Великую Отечественную войну экипаж ПЛ М-96 встретил в море: в августе 1942 года командир доложил о потоплении вражеского транспорта «Хелен». В апреле 1943 года капитан 3 ранга Маринеско назначен командиром ПЛ С-13, построенной в июне 1941 года на заводе «Красное Сормово» и вошедшей в мировую историю военных сражений. В октябре 1944 года он совершает свой четвёртый поход (первый в должности командира "С-13") и топит очередной немецкий транспорт "Зигфрид".
Об этой "атаке века" написано много и подробно. Маринеско находился в своём пятом боевом походе. На подходах к Данцигской бухте он обнаружил, преследовал и тремя торпедами (четвёртая не вышла из торпедного аппарата по техническим причинам) потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлоф", имевший на борту свыше 8 тысяч человек. Лайнер был плавучей учебной базой немецких подводников. В момент потопления на его борту находилось 3700 обученных специалистов-подводников, которые следовали к месту назначения, а также женский батальон ВМФ, войсковое соединение 88-го зенитного полка, хорватские добровольцы. На борту "Густлофа" были 22 гауляйтера польских земель и земель Восточной Пруссии, множество нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС.
В этом же походе 10 февраля "С-13" мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный крейсер "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн, перевозивший 3600 танкистов, - их хватило бы на укомплектование нескольких танковых дивизий.
Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей субмарины, да ещё и в надводном положении, что смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа. Однако сам Маринеско до самой смерти не будет считать себя героем и никогда не назовет тот поход "С-13" подвигом. В письмах он называет это следованием воинскому долгу и уставу.
За боевые заслуги Александр Иванович награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями. Но только в 1990 году легендарный командир «С-13» Маринеско А.И. был удостоен звания Героя Советского Союза – посмертно.
Александр Маринеско по тоннажу потопленных вражеских транспортов и кораблей (42 557 т) оказался самым результативным подводником. Его считают подводником № 1 отечественного флота. Он ничего не боялся, ни на море, ни на суше. В море он поступал вопреки всем законам подводной войны и даже логике. Лез в самые опасные места, потому что его там не ждали. На Балтике воевало 13 подводных лодок-"эсок". Уцелела единственная, под 13-м номером.
Виталий АНТОНЕВИЧ, председатель НРО ОО ДПФ
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию. За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
© Создание сайта – Информагентство Инфорос 2024
Учредитель и издатель ООО ИА «Инфорос».
Главный редактор: Федотова М.В.
E-mail:krsorm@bk.ru
Оставить сообщение: