Информация о том, что Нижний Новгород может быть выбран чеченскими боевиками для проведения своих противоправный действий, поступила сразу по нескольким каналам правоохранительных органов. Но, как зачастую бывает в подобных случаях, поначалу в этих оперативных донесениях мало что предвещало беду. Сообщалось, что проживающие в Волгограде чеченцы, подозреваемые в принадлежности к бандформированиям, общаются по телефону с неким Сашей из Нижнего Новгорода и договариваются о проведении какой-то "значимой акции" в Приволжской столице.
Предчувствие беды
В 2000 году такого рода донесений приходило в ФСБ и правоохранительные органы по десятку каждый день.
Отправить оперативников на отработку всех поступавших сообщений не хватало ни сил, ни средств. Но когда пришла телеграмма из Волгограда, связывающая абонента в Нижнем Новгороде с событиями произошедшего в Волгограде террористического акта, было какое-то ощущение беды. Там 31 мая 2000 года прогремевший рядом с движущейся воинской колонной взрыв унёс жизни двух военнослужащих и ещё шестнадцать ранил.
Аналогичное сообщение пришло в УБОП ГУВД Нижегородской области.
Выяснилось, что следы преступления вели в чеченскую общину Волгограда, которая уже давно была в центре внимания местных правоохранительных органов. Имелась информация, что некоторые чеченцы поддерживали боевиков, добывали для них интересующую информацию и предоставляли места для укрытия. Проведённым комплексом мероприятий оперативникам удалось выйти на хорошо законспирированную сеть боевиков. Однако прямых доказательств их причастности к проведению террористического акта не имелось.
Была получена информация, что один из руководителей этой сети, Алихан Мухаммедов, несколько раз выезжал в разные города России, в том числе и в Нижний Новгород, - он как раз и общался с "Сашей". Но цель поездок установить не удалось.
Всё это очень настораживало. Из сотрудников ФСБ и МВД в Нижнем Новгороде была сформирована совместная оперативно-следственная группа. Необходимо было срочно устанавливать нижегородского «Сашу»…
Круглосуточный контроль
Выявить адрес, где проживает "Саша", не составило большого труда. Оказалось, что квартира в одном из домов по улице Фруктовой, где числится указанный в информации волгоградцев телефон, принадлежит нижегородцу, сдающему её гражданину ближневосточной страны - аспиранту одного из нижегородских вузов. Как оказалось, родственнику одного из активных членов международной террористической организации "Аль Таухид Аль-Ислами" ("Объединение Ислама"), что внесло особую напряжённость и коррективы в оперативные мероприятия, так как стала, в том числе, отрабатываться версия деятельности на территории Нижегородской области международной террористической организации. Опросом хозяина было установлено, что в квартире с 3 июля 2000 года проживает некто "Саша" и его друг "Беслан", приехавшие из Москвы.
За "нехорошей" квартирой был установлен круглосуточный контроль, что позволило за несколько дней получить фотографии всех её посещавших. Были выявлены контакты "Саши", в Москве и в Волгограде. "Беслан" при этом из квартиры не выходил.
В одном из разговоров с Волгоградом «Саша» попросил Мухаммедова сделать фотографии железнодорожного вокзала и Центрального рынка в Нижнем Новгороде и доставить их "для показа специалисту в целях принятия решения". Дополнительно была получена информация о выезде из Волгограда курьера.
Так стала вырисовываться картина происходивших 20 лет назад событий, кого и что ждут притаившиеся в Нижнем боевики: курьер должен был доставить взрывчатку, определилась и цель "акции" - террористический акт на Московском вокзале или Канавинском рынке Нижнего Новгорода.
Тайник в вентиляции
16 июля 2000 года курьер должен был повезти страшный груз в Нижний Новгород. Можно было бы его задержать, но была ли при нём взрывчатка? А если бы и была, то обрубались бы «концы» в Нижнем Новгороде да и в самом Волгограде.
В тот же день в наш город из Волгограда выехала следственно-оперативная группа. Перед ними, в том числе, была поставлена задача – выяснить, какой груз везёт курьер. Как и предполагалось, это была взрывчатка.
19 июля поезд "Астрахань - Нижний Новгород" с курьером прибыл на Московский вокзал. «Саша», за съёмной квартирой которого не прекращался контроль, встретил курьера в Канавино на пл. Революции.
Поначалу предполагалось, что группа захвата "на плечах" курьера и «Саши» войдёт в квартиру на улице Фруктовой и задержит с поличным всю группу, включая "Беслана".
Однако в ходе проведения спецоперации пришлось вносить коррективы. Дело в том, что «Саша» довёз курьера до дома на общественном транспорте, но в квартиру поднимать его не стал. Забрав сумку с "грузом", он один поднялся в квартиру и через несколько минут вышел, но уже без сумки. По его поведению сотрудникам стало ясно, что курьера домой не поведут... Был проведён стремительный захват преступников и проникновение в квартиру.
Поначалу обыск двухкомнатной квартиры, где остановились террористы, ничего не дал - взрывчатку обнаружить не удалось. Всё это напрягало. При этом "Беслан" твердил о своей невиновности и грозился пожаловаться в Генпрокуратуру России на противоправные действия сотрудников, которые нарушили неприкосновенность его жилища. Стало ясно, что где-то в квартире оборудован тайник. В конце концов, его обнаружили в вентиляционном окне ванной комнаты. Оттуда и были извлечены привезённые из Волгограда взрывчатка - около трёх килограммов тротила, полкило пластида, а также управляющая часть взрывного устройства (ВУ).
В тот же день в Москве сотрудники ГУБОП МВД России на Курском вокзале задержали Алихана Мухаммедова, - как оказалось, находившегося в федеральном розыске полевого командира Алихана Чекуева, прошедшего войну в отрядах Шамиля Басаева и Руслана Гелаева.
В роли живой бомбы
На допросах "Беслан" так и не сознался, каким образом он собирался взорвать в Нижнем Новгороде Московский вокзал. Однако следствие смогло ответить и на этот вопрос. В качестве живой бомбы планировалось использовать задержанного курьера - 50-летнего волгоградца Сергея Моргуна. Он, как человек со славянской внешностью, меньше всего привлёк бы внимание милиционеров, охраняющих Московский вокзал.
Сергей Моргун не был членом чеченской разведывательной сети. Просто ему не повезло в жизни - мелкий бизнес Сергея прогорел, сам он влез в немалые долги, которые не знал, как отдавать. Однажды к нему пришли чеченцы и предложили подзаработать. Делать особо ничего не надо было, только доставить товар из пункта А в пункт Б. Вот он и взялся доставить тяжёлую сумку из родного Волгограда в Нижний Новгород. Ему и в голову не приходило, что заработанными деньгами воспользоваться он не сможет!
Как только 19 июля 2000 года, возвращаясь домой вечерним поездом "Нижний Новгород – Астрахань", он пришёл бы в Центральный зал Московского вокзала, боевики с дистанционного управления подорвали бы Моргуна прямо под люстрой!
Многие помнят, какая она была до реконструкции вокзала. С помощью взрыва эта грандиозная конструкция превратилась бы в тысячи разящих металлических осколков, которые унесли бы не одну жизнь ни в чём не повинных нижегородцев и гостей города.
К счастью для самого Моргуна и для всех нас, совместная спецоперация ФСБ и МВД позволила предотвратить этот теракт.
Центральный зал Московского вокзала, рамки тогда ещё не стояли
Итог
Задержанными на улице Фруктовой в Нижнем Новгороде оказались: «Саша» - уроженец Грозного Александр Пигунов (он же Бражников, находившийся в розыске за совершение двух заказных убийств в Пскове), принял ислам, прошёл боевую подготовку в лагерях боевиков; «Беслан» - Казбек Айтукаев, сотрудник министерства шариатской безопасности Дудаева.
Кроме проведения теракта в Нижнем Новгороде, задержанные за деньги, по заказу одного из лидеров местных преступных группировок, собирались "убрать" нижегородского коммерсанта. Вот так 20 лет назад в Нижнем Новгороде была предотвращена большая трагедия, задержана террористическая группа.
Нижний Новгород был не единственным местом, где боевики планировали провести террористические акты. Помимо Нижнего Новгорода и Волгограда, где находился штаб боевиков, предполагалось провести серию взрывов на вокзалах Москвы, Тулы и Ростова-на-Дону. Туда также были направлены диверсионные группы. Эти взрывы должны были деморализовать российскую общественность, напугать обывателя, дискредитировать наши спецслужбы и вызвать волну антивоенных настроений, направленных против дальнейшего проведения антитеррористической операции в Чечне.
Суд над задержанными состоялся в Волгограде, на скамье подсудимых находилось 15 обвиняемых. Организатор предотвращённых терактов Алихан Чекуев был приговорён к 15 годам колонии строгого режима. Все его подельники также получили длительные сроки заключения. Известно, что Пигунов погиб в колонии, Айтукаев после отбытия наказания эмигрировал во Францию, где активно занимается антироссийской пропагандой.
Публикация посвящена памяти Александра Маликова, на тот период руководителя следственной группы, трагически погибшего 26.02.2012 года.
Сергей ВАСИЛЬЕВ, ветеран органов государственной безопасности
Оставить сообщение: