1851 год. 170 лет назад
Началось строительство железных пароходов и барж под руководством талантливого инженера М.М. Окунева. Был заложен первый железный пароход «Орёл» с двигателем мощностью 80 лошадиных сил. В июне 1852 года пароход отправился в свой первый рейс – из Нижнего Новгорода в Рыбинск. Он тянул против течения три баржи с 50 000 пудов груза со скоростью 165 вёрст в сутки. Ни одно иностранное судно на Волге не имело таких характеристик.
1861 год. 160 лет назад
На заводе начали строить туера, или цепные пароходы. Это особый вид судов, двигавшихся вдоль уложенных по дну реки цепи или по тросу. За 4 года было построено 8 цепных пароходов, которые использовались в верховьях Волги, на реках Мариинской водной системы
1871 год. 150 лет назад
На заводе был построен первый в России грузопассажирский пароход «Переворот» («Колорадо», «Ориноко») с двухэтажной надстройкой. Этот тип судов эксплуатировался на Волге до 1958 года. В пароходе сочетались многие полезные качества – высокая прочность, грузоподъёмность, скорость, экономичность, комфортные условия для пассажиров.
1881 год. 140 лет назад
Успешно работает металлургия. За сутки отливается до 2600 пудов стали, прокатывается 2300–2500 пудов железа и стали разных сортов.
1896 год. 125 лет назад
На Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде завод награждён Золотой медалью, ему предоставлено право изображать на своей продукции государственный Герб Российской империи за приоритет в изобретении и изготовлении усовершенствованных паровых двигателей и за значительные заслуги перед отечественной промышленностью.
1901 год. 120 лет назад
25 января родился В.Г. Рязанов (1901–1951), дважды Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант авиации. До войны – рабочий завода «Красное Сормово». В Сормове именем Рязанова назван сквер.
13 февраля на заводе была создана юридическая служба, которая является одной из старейших в России. И в настоящее время успешная деятельность предприятия сопровождается и обеспечивается квалифицированной юридической поддержкой в лице правового управления.
1 марта на заводе было начато производство гирь. До 200 городов России пользовались весовыми гирями из Сормова.
13 декабря родился В.Ф. Овчинников (1901–1941), Герой Советского Союза. Работал клепальщиком, начальником ЖКО. Участник Гражданской, советско-финской и Великой Отечественной войн. В его честь названа улица в Нижнем Новгороде.
Построен военно-транспортный пароход «Аракс», мощностью 940 л.с. с катером на нём. Это было уже 14-е транспортное судно для Военно-Морского флота России.
Построена мощная землечерпательница с комбинированным способом удаления грунта – «Волжская-9», ставшая первым в России дноуглубительным снарядом современного типа с производительностью 340 кубометров в час.
1911 год. 110 лет назад
18 января завод получил право от «Русского общества двигателей Дизеля» на изготовление стационарных двигателей соответствующих патентов. За освоение и отладку производства ДВС завод был награждён Большими Золотыми медалями.
19 марта началось испытание первого пассажирского паровоза конструкции Сормовского завода. Паровоз 1-3-1 нового типа «С» был разработан паровозотехническим бюро под руководством Б.С. Малаховского и показал хорошие скоростные характеристики: до 125 км в час. Его называли «гончая Малаховского». Был признан лучшим в России и принят к серийному производству для казённых и частных железных дорог.
5 (18) октября родился В.В. Московкин (1911–1992). Начал трудовую деятельность разметчиком в дизельном цехе, во время Великой Отечественной войны был начальником бронекорпусного производства завода. Впоследствии работал главным технологом по судостроению, главным строителем морских судов, главным технологом завода. Лауреат Государственной премии за разработку и внедрение в судостроительной промышленности методов скоростного строительства речных судов. Персональный пенсионер республиканского значения.
Началось строительство пролётных строений для мостов Транссибирской железной дороги. С 1905-го по 1915 год завод построил 850 мостовых пролётов общим весом 44 000 тонн и 26 000 тонн различных металлических конструкций. До сих пор на многих реках и железных дорогах надёжно служат мосты, созданные руками сормовских умельцев.
Железнодорожный мост через Москву-реку, 1915 г.
Построен колёсный пассажирский речной пароход «Н.В. Гоголь». Единственный в России пароход, находящийся в регулярной эксплуатации. Памятник истории отечественного судостроения и культуры. Используется в качестве туристско-экскурсионного судна на Северной Двине. Включён в Книгу рекордов России.
Создан мощный, крупнейший в Европе караван судов для засыпки Биби-Эйбатской бухты Каспийского моря близ Баку. Состоял из плавучего трубопровода, 14 судов-землесосов, а также буксирных пароходов и железных шаланд.
Построен кирпичный деревообрабатывающий цех, один из старейших цехов завода.
Издан первый в мире учебник по организации производства. Его автор – Николай Францевич Чарновский (1868–1938),выдающийся учёный в области технологии металла и деревообработки, профессор Московского Императорского училища, основоположник научного менеджмента в России. В 1899–1907 годах – заведующий лесопильного и прокатного цехов Сормовского завода.
1921 год. 100 лет назад
7 июня родился В.К. Иванов (1921–1949), Герой Советского Союза. Работал чертёжником в отделе главного технолога. Лётчик-бомбардировщик, гвардии капитан. В его честь названа улица в Сормове,
15 декабря коллегиальное управление заводом было заменено единоначалием. Первым «красным» директором стал выходец из сормовских рабочих – Н.Д. Данилов (1889–1926).
1926 год, 95 лет назад
30 октября родился Н.Е. Леонов (1926–1992) –директор завода «Красное Сормово» с 1974 по 1984 год. Под его руководством освоен выпуск новейших подводных лодок, в том числе атомных, теплоходов типа «река-море». Кандидат экономических наук. Награждён орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями. Удостоен Государственной премии СССР за внедрение новой техники.
1931 год. 90 лет назад
Начат выпуск технически совершенных и самых сильных на Волге буксиров мощностью 1200 л.с. типа «Красный шахтёр», «Индустриализация», «Коллективизация».
Построены первые советские думпкары (вагоны-самосвалы) для перевозки сыпучих грузов.
1941 год. 80 лет назад
22 июня на заводе был запущен в работу первый автосварочный автомат для сварки под слоем флюса – было положено начало широкому внедрению автоматизации сварочных процессов.
1 июля вышло постановление Государственного комитета обороны «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» с 1 сентября 1941 года. 13 октября первый эшелон с сормовскими танками был отправлен для обороны Москвы. В годы Великой Отечественной войны 20% танков Т-34 были выпущены в Сормове (более 13 000 единиц).
В ноябре на заводе начался выпуск головки к реактивному снаряду М-13 и крышки сопла к снаряду М-8. Отливались стальные головки к 250-килограммовым фугасным авиационным бомбам. В годы Великой Отечественной войны на заводе выпущено 3 млн снарядов для «Катюш» и танковых пушек.
Завод поставил по 8 башен, вооружённых 76-мм пушками, для бронепоездов «Кузьма Минин» и «Илья Муромец».
1951 год. 70 лет назад
16 июня спущена на воду головная дизель-электрическая подводная лодка проекта 613. После войны это была самая крупная серия ПЛ – 215 единиц, из них 113 построены сормовичами (1951–1955).
Создано первое в мире КБ, проектирующее скоростной флот, – Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) под руководством конструктора Р.Е. Алексеева.
На заводе построен последний паровоз. На этом закончилась эпоха сормовского паровозостроения (1898–1951). Всего построено 3815 паровозов разных типов.
Построен первый из пяти ледоколов-буксиров пр. 16 мощностью 1800 л.с. – «Дон». Завод стал первенцем строительства речных ледоколов. Группа специалистов завода была награждена премией В.И. Калашникова.
Группе заводских специалистов была вручена Сталинская премия за создание торпедных катеров на подводных крыльях.
1961 год. 60 лет назад
В январе заводские металлурги пустили вторую установку непрерывной разливки стали УНРС-2 мощностью 110 000 тонн.
15 октября была заложена первая головная ракетная дизель-электрическая подводная лодка проекта 651. С 1961-го по 1968 год построено 14 кораблей. Сегодня головная ПЛ пр. 651 является музеем в немецком городе Пенемюнде.
В ноябре был создан спортивный клуб «Красное Сормово», который объединил всех заводских спортсменов.
Начались испытания первого в мире автономного спасательного подводного аппарата – управляемого подводного снаряда (УПС), построенного вместе со спасательной ДЭПЛ проекта 666.
Разработаны проекты речного судна на подводных крыльях «Спутник» на 250 пассажиров, а также морских судов «Комета» на 118 пассажиров и «Вихрь» на 260 пассажиров. Эти СПК стали самыми крупными в мире и первыми цельносварными судами из алюминиевого сплава.
В связи с подготовкой к строительству атомных ПЛ при ОТК завода была создана служба неразрушающих методов контроля.
1971 год. 50 лет назад
2 апреля была заложена головная крейсерская ракето-торпедная подводная лодка проекта 671 РТ «Сёмга». Всего построено четыре АПЛ этого проекта. За головной образец группе работников завода вручены правительственные награды, а Н.С. Жарков был награждён орденом Ленина.
26 апреля директору завода «Красное Сормово» (1960–1974) М.А. Юрьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В августе завод сделал подарок Нижнему Новгороду в честь 750-летия: отлиты решётки с поручнями для реконструкции Окского моста.
5 ноября был подписан приёмный акт на первый в мире головной подводный спасательный снаряд СПС-1 проекта 1837 (всего построено 5 единиц).
29 декабря Военно-Морскому флоту был сдан головной автономный рабочий снаряд АРС проекта 1839 (всего изготовлено 7 единиц).
Впервые в судостроении был присвоен государственный «Знак качества» сухогрузным теплоходам проекта 1557. С 1967-го до 1986 года построено 51 судно этого проекта.
Хоккейная команда завода завоевала звание чемпионов Горьковской области. Капитаном команды был Ю.Н. Грачёв, впоследствии заместитель генерального директора завода по качеству.
1981 год. 40 лет назад
24 марта на заводе создан отдел главного метролога.
9 мая в Сормове был установлен памятный знак – крылатый теплоход «Метеор».
15 декабря состоялся общезаводской слёт наставников. 1100 передовиков производства стали наставниками молодых рабочих, 95 человек удостоены звания «Лучший наставник завода».
1991 год. 30 лет назад
В октябре впервые за 70 лет в заводской практике состоялось освящение нового судна – «Волга-4012». Обряд освящения совершил священник сормовского Спасо-Преображенского собора.
2001 год. 20 лет назад
В КБ завода был разработан проект танкера смешанного «река-море» плавания (пр. 19614). В 2002 году заказчику передан головной танкер «Нижний Новгород». Всего построено 25 танкеров этого проекта.
За разработку и создание новой техники технический директор завода А.И. Константинов и директор производства спецтехники В.А. Островский были удостоены Премии Правительства РФ.
2011 год. 20 лет назад
Завод приступил к строительству самоходных судов класса «Волго-Дон макс» – танкеров пр. RST 27. На воду спущено 24 танкера этого проекта. Головное судно серии – «ВФ Танкер-1» – вошло в список лучших судов 2012 года, ежегодно составляемый Британским Королевским обществом корабельных инженеров.
Оставить сообщение: