12+
Специальная версия

Курицыны – сормовичи коренные

На фото: Зоя Николаевна и Вадим Геннадьевич Гавриловы передали директору Музея истории завода картину Владимира Курицына «В термическом цехе завода «Красное Сормово» в 1942 году»

Сормовичи – прославленные судостроители. На заводе сложились целые трудовые династии – Некоркины, Боковы, Брызгаловы, Вяловы, Годяевы, Третьяковы, Курицыны… Общий рабочий стаж иных из этих династий составляет не одну сотню лет. А есть и такие, которые берут начало со времён основания завода, с 1849 года. Представителей таких династий принято называть коренными сормовичами.

 

СОРМОВСКАЯ ФАМИЛИЯ

Надо сказать, что Курицыны – фамилия в Сормове нередкая, и носители её пользуются доброй славой. Только в книге «Красное Сормово»: Завод и люди», вышедшей в 2006 году, упомянуто не меньше десятка Курицыных.

В этой публикации мы расскажем  о династии,  основателем которой был Иван Курицын.

Поводом стало письмо, которое в апреле 2025 года пришло в редакцию газеты «Красный сормович»:

«Уважаемые сотрудники Музея завода «Красное Сормово» и газеты «Красный сормович»!  Я  Гаврилов Вадим Геннадьевич, сормович в шестом поколении по материнской линии, моя мать, отец, дяди, дед и прадеды работали на Сормовском заводе.

Два года назад ушёл из жизни мой дядя Курицын Владимир Николаевич, 1937 года рождения, который долгое время трудился на заводе «Красное Сормово». Будучи разносторонним, одарённым человеком, он оставил после себя творческое наследие – картины.

Одну из картин под названием «В термическом цехе завода «Красное Сормово» в 1942 году» прошу принять в дар музею. На картине в правом углу автор изобразил своего отца (моего деда) Курицына Николая Гавриловича, контрольного  мастера ОТК  термического цеха. На картине показана сцена прихода на завод государственной комиссии во главе с К.Е. Ворошиловым».

Вскоре произошла встреча в музее: Вадим Геннадьевич Гаврилов и его мама

Зоя Николаевна Гаврилова передали директору  Музея истории завода «Красное Сормово» Сергею Николаевичу Леонову  картину работы В.Н. Курицына, на которой изображено знаковое для завода, но малоизвестное событие – визит на предприятие в 1942 году маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова, генерала армии Г.К. Жукова и генерал-лейтенанта К.К. Рокоссовского.

Благодаря материалам, предоставленным В.Г. Гавриловым, стала известна история рода Курицыных – от первого до шестого колена.

 

ПЕРВЫЕ В ДИНАСТИИ

Об основателе сормовской династии Курицыных сведений сохранилось совсем немного – звали его Иваном и был он крестьянского звания. Земля между Волгой и Окой издавна принадлежала Троице-Сергиевской Лавре, за что эта территория и получила название Троищина. Крестьяне, населявшие эти места, были монастырскими, а во времена Екатерины Второй перешли в категорию экономических (или государственных).

Его сын, Левонтий Иванович, первым сменил соху и бурлацкую лямку на работу у токарного станка. До середины XIX века он крестьянствовал,  но малоплодородные подзолистые  почвы междуречья не давали хороших урожаев. Чтобы прокормить семью, Левонтий, которого бог силой не обидел, нанимался в бурлаки, тянул вверх по Волге  баржи с грузом – от Астрахани до Нижегородской ярмарки или выше – до Рыбинска…

Но вот в 1849 году пришёл в Соромово богатый предприниматель – грек Бенардаки, который построил на берегу Волги судостроительную верфь и несколько цехов для компании Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства. А проще – Сормовские заводы.

Крестьянин Левонтий Курицын пришёл на «бенардаковский» завод и выучился на токаря. Сорок  лет он обтачивал детали к первым волжским паровым судам – кабестанам и туерам, буксирным и пассажирским пароходам.

Но приключилась с ним беда… Его сын, Гаврила Левонтьевич,  вспоминал: «Однажды вечером в избу постучали и внесли на одеяле окровавленное тело. Заголосили женщины, заревели ребятишки. Отца убило. Со станка упала тяжёлая плита, всю ногу ободрало. Кабы сразу лекаря…

Но отец изошёл кровью, помер…».

Сам Гаврила Левонтьевич Курицын (1870–1934) родился в тот год, когда не стало хозяина завода Бенардаки, а на завод поступил в возрасте 13 лет. Он вспоминал, как мать собирала его на работу. Ей жалко было прерывать сладкий сон сына, и она его, ещё сонного, сама обувала в лапти. Гаврила Левонтьевич проработал на заводе полвека,  он стоял у истоков паровозостроения в Сормове, с 1898 года трудился слесарем в паровозном цехе.

 

КАВАЛЕР ОРДЕНА ЛЕНИНА

Всех своих четверых сыновей привёл Гаврила Левонтьевич на Сормовский завод. Николай Гаврилович рассказывал об этом так: «Кроме меня на заводе работали три моих брата. Старший – Иван Гаврилович погиб ещё в Гражданскую войну. Анатолий Гаврилович был слесарем, Фёдор Гаврилович – токарем, а по окончании Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта – инженером-экономистом в отделе труда.

Николай Гаврилович Курицын (1896–1981) , пожалуй, самый прославленный представитель династии.

Он поступил на завод в 1912 году. В те времена устроиться на знаменитое, известное на всю страну предприятие было непросто. Завод выпускал не только разнообразные суда, но и паровозы, вагоны, дизельные двигатели, оборонную продукцию. Инженеры – выпускники столичных институтов - считали за большую честь работать на Сормовском заводе.

«Чтобы устроиться на работу, пришлось проситься несколько раз, – вспоминал Николай Гаврилович. –  Работал мальчиком-рассыльным в кузнечном цехе,  клеймовщиком и отправителем поковок».

Чёткий след оставили в памяти Николая Гавриловича события 1905 года: «Помню себя совсем мальчишкой  в канун декабрьского вооружённого восстания. Мне шёл тогда десятый год. Слышу разговоры взрослых о том, что губернатор вызвал в Нижний войска – оборонять от сормовичей царскую власть. На улицах стали появляться баррикады  – пошли в ход ящики, доски, дрова, старая мебель. Валили телеграфные столбы. Началась редкая перестрелка с полицейскими.

Отец распорядился: «Ребята, живо бегите задворками к бабушке, в Починки!»

Я подхватил младшего братишку Федю на закорки и – ходу! По дороге вижу, наш знакомый, рабочий Кокорев силится спилить – один, двухручной пилой –

 телеграфный столб. Дело у него шло плохо, и он попросил меня помочь. Вдвоём мы подпилили столб, и он рухнул. А стрельба всё усиливалась.

«Вот и втравился ты в революцию, малец! – сказал Кокорев. – Обстрелянный революционер! А теперь хватай брата  и беги отсюда, а то попадёшь ненароком под шальную пулю».

А моя настоящая революционная работа началась, когда пришёл работать на завод. Со мной рядом трудился старый большевик Минин, он рассказывал о нуждах рабочего класса, давал почитать нелегальные газеты и брошюры и, наконец, поручил мне скрытно раздавать рабочим листовки».

После февральской революции Николай Курицын уже работал мастером в кузнечном цехе.  Партийный билет получил в апреле 1917 года. В дни Октябрьского переворота ему довелось участвовать в захвате заводской электростанции, охранять главный почтамт в Нижнем Новгороде, патрулировать улицы. С 1918 года он в рядах Красной Армии: участвовал в боях с Деникиным, затем на Петроградском фронте.

Вернулся на родной Сормовский завод, вскоре  был переведён инструктором в Сормовский райком партии. Затем возглавлял Городецкий уездный комитет партии, организовывал райпрофбюро в Балахне, был инструктором краевого совета профсоюзов.

В 1932 году по рекомендации  А.А. Жданова был направлен на учёбу в Москву – во Всесоюзную промышленную академию. В 1937 году окончил машиностроительный факультет, после чего два года работал начальником монтажного цеха в Навашино. О дальнейшей своей трудовой биографии Н.Г. Курицын рассказывал так: «Вернувшись в Сормово, я получил назначение контролёром в кузнечный цех, где меня и застала война. Затем был переведён в термический цех, где работал вплоть до ухода на пенсию в 1959 году».  

В 1967 году  Николай Гаврилович Курицын был награждён орденом Ленина «за активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войне и в связи с 50-летием Великого Октября».

 

СУДОСТРОИТЕЛЬ И ХУДОЖНИК

Дети Николая Гавриловича (сыновья Владимир и Николай, дочь Зоя) – пятое поколении династии Курицыных – окончили Сормовский машиностроительный техникум и все работали  на «Красном Сормове». Сыновья – контрольными мастерами, дочь – плановиком в одном из цехов. И мужа Зоя Николаевна нашла на заводе – Геннадия Гаврилова, рабочего металлургического цеха.

Владимир Николаевич Курицын  (1937–2023) родился в Москве, когда отец учился в Промакадемии. Семья окончательно обосновалась в Сормове,  и Владимир в возрасте 16 лет поступил на «Красное Сормово»,  в отдел технического контроля (ОТК)  – сначала учеником контролёра, затем контролёром, ответственным контролёром при цехе 1-СМ. В 1960 году  окончил вечернее отделение машиностроительного техникума по специальности «техник-технолог».

С 1960 по 1962 служил в Советской армии, в танковых войсках, а после службы вернулся на завод и работал  контрольным мастером в ОТК при БТК трубомедницкого цеха, при цехах СК-3, 3-СМ и 1-СМ.

С 1976 года работал на учебно-экспериментальном заводе ГИИВТ (Горьковского института инженеров водного транспорта), где получил высшее образование по специальности «судовые машины и механизмы».

На протяжении всей жизни Владимир Николаевич оставался верным основному своему увлечению – живописи. Тягу к рисованию он

проявлял с детства, посещал художественную студию в Сормовском Дворце культуры, участвовал в местных выставках и был отмечен, получив грамоту от народного художника РСФСР А.М. Каманина. Пошёл работать на завод,

но занятие живописью не бросил: много работал самостоятельно, писал пейзажи, выезжая на велосипеде в окрестности Сормова – в леса, в Дубраву, на Волгу. Поездки в Москву, в Гороховец, в Баку, в Абхазию  тоже оставили след в его творчестве. Впечатляли его и виды родного города – Печерский монастырь, Нижегородский Кремль. Им создан ряд портретов современников, картины на исторические темы и пейзажи.

Талантливые работы Владимира Курицына принимали участие в

областных выставках, большая персональная  выставка художника (78 полотен)  была организована в Нижегородской Думе.

В 2015 году Владимир  Курицын создал картину «В термическом цехе завода

«Красное Сормово» в 1942 году».  Наряду с прославленными военачальниками художник изобразил и своего отца – контрольного мастера Н.Г. Курицына.

Теперь картина является достоянием Музея истории завода «Красное Сормово».  Это произошло благодаря представителю шестого поколения династии – Вадиму Геннадьевичу Гаврилову, сотруднику АО «Гипрогазцентр».

Маргарита ФИНЮКОВА, зам. директора Музея истории завод «Красное Сормово»
Фото из семейного архива Курицыных

Николай Гаврилович Курицын выступает на митинге в честь приезда на «Красное Сормово» Н.С.Хрущёва. 1957

Судостроитель и художник В.Н. Курицын

Картина Владимира Курицына «В термическом цехе завода «Красное Сормово» в 1942 году»

Портрет Николая Гавриловича Курицына работы его сына – Владимира Курицына

Александра Николаевна – жена Николая Гавриловича Курицына

Зоя Гаврилова (Курицына) с мужем Геннадием Гавриловым. 1970 год

19:24 12.09.2025 16+
1012

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom