12+
Специальная версия

Продукция завода в декоре северного речного вокзала столицы

Пять лет назад, в сентябре 2020 года был торжественно открыт после реставрации Северный речной вокзал в Москве, построенный в 1937 году. Проект реставрации вокзала получил сразу несколько архитектурных премий, в том числе награду «Реставрация года». Во всём здании были проведены противоаварийные работы, оно подверглось тщательной художественной реставрации, в том числе были отреставрированы керамические медальоны на фасадах, изображающие достижения народного хозяйства страны 1930-х годов.

 

ЗЕМЛЕСОС И «КАНАЛЬСКАЯ ФЛОТИЛИЯ»

В 1930-х годах Москва быстро росла: застраивались новые территории, открывались фабрики и заводы, увеличивалось население. Из-за этого в городе начались проблемы с питьевой и технической водой. Тогда в 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) постановил «коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения её с верховьем реки Волги».

Строить канал Москва – Волга (сейчас – канал имени Москвы) длиной 128 километров начали в 1932 году. Чтобы соединить две реки, потребовалось больше четырех лет.

Надо сказать, что завод «Красное Сормово» внёс заметный вклад в строительство этого канала и в развитие судоходства по нему.

В 1935 году для строительства канала Москва-Волга на заводе был спроектирован и построен первый в стране дизельный землесос «Волжский-16». Впервые в стране при его строительстве был применён секционный способ сборки и сварки.Судно имело проектную производительность 250 кубометров в час, а фактически – 360 кубометров в час. Главный двигатель мощностью 350 л.с., центробежные насосы также были заводского производства.

В 1937 году для новой транспортной артерии столицы – канала Москва-Волга, потребовался конструктивно новый флот. Завод «Красное Сормово» построил целую «канальскую» флотилию: четыре теплохода на 205 пассажиров каждый и двенадцать катеров – больших и малых. Суда флотилии были спроектированы заводскими конструкторами во главе с талантливым инженером – главным конструктором В.М. Керичевым.

Катера получили имена первых Героев Советского Союза, а теплоходы – имена членов правительства. «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов» были комфортабельными судами,  принципиально новыми по техническим характеристикам и дизайну.

Все теплоходы имели цельносварные корпуса, и это стало первым опытом в СССР  по созданию сварных судов больших мощностей.

На теплоходах действовали отделение связи, сберкасса, телефонная станция, музыкальный салон, киноустановка.

Эти красивые суда с футуристическими обводами стали одним из символов канала имени Москвы и эксплуатировались до начала 1970-х годов. Герои музыкальной комедии «Волга-Волга» с Любовью Орловой в главной роли плывут в Москву на теплоходе «Иосиф Сталин».

Проектирование и постройка судов для этой флотилии явились крупным достижением технической мысли сормовских корабелов и олицетворяли собой более высокий этап советского речного судостроения.

 

ПРИМЕР СТАЛИНСКОГО АМПИРА

За время строительства канала имени Москвы было возведено более 200 гидротехнических сооружений, самым крупным из которых стал Северный речной вокзал. Строительство вокзала по проекту архитектора Алексея Рухлядева и его соавтора Владимира Кринскоговелось с 1933 до 1937 года.

Это здание называют одним из лучших примеров сталинского ампира, главным сооружением канала имени Москвы и первым общественным пространством СССР: здесь можно было посетить парикмахерскую, библиотеку, душевую, почту, комнату матери и ребенка.

Ни один другой советский речной вокзал не был так богато оформлен. Внешне вокзал напоминал пароход: его центральную башню с высоким шпилем сделали похожей на трубу, а три яруса веранд – на палубы. Башню вокзала украшали часы, а 27-метровый шпиль увенчали рубиновой звездой.

На набережной рядом с вокзалом открыли два фонтана – «Север» и «Юг», которые символизировали Арктику и Крымское побережье Черного моря (скульпторы Л. Кардашов и И. Ефимов). Фонтан «Север» украсили фигурами гагар, диких гусей и белых медведи. А фонтан «Юг» изображал группу дельфинов.

В 1987 году Северному вокзалу был присвоен статус памятника архитектуры. 

 

ПАРОВОЗ НА БЛЮДЕ

На фасадах Северного речного вокзала расположены 24 полихромных керамических медальона (фарфоровых блюда). Они украшают колонны центральных входов восточного и западного фасадов. Медальоны выполнила скульптор-керамист Ленинградского фарфорового завода Наталья Данько.

На них изображены достижения народного хозяйства нашей страны в 30-е годы XX века. Данько изобразила главные стройки тех лет: метро, Днепрогэс, а также новейший транспорт – корабли, дирижабли, паровозы, самолёты. Так, на медальоне западного фасада – дирижабль «СССР В6 Осоавиахим», на медальоне восточного фасада – арктический ледокол «Красин». На одной из тарелок можно увидеть Дворец Советов в том виде, в котором он изначально и был задуман.

Есть на этих блюдах диаметром в полметра метра и изображение продукции завода «Красное Сормово». Это головной теплоход флотилии для канала им. Москвы – «Иосиф Сталин» и паровоз «С» («Сормовский»).  Можно увидеть и тарелку с подводной лодкой. Изображение, конечно, стилизованное, но учитывая, что с 1930 года на «Красном Сормове» приступили к строительству подводных лодок, мы можем предположить, что скульптор изобразила одну из сормовских «Щук».

 

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ

В 1990-х годах речными перевозками стали пользоваться реже, чем раньше. Северный речной вокзал начал приходить в упадок. После распада СССР от вокзала и вовсе перестал ходить речной транспорт. В здании расположились многочисленные офисы и магазины. К 2005 году в нем работал только ресторан.

В 2010 году вокзал был закрыт на реконструкцию. Но реставрационные работы  начались только летом 2018 года. Руководил проектом архитектор Константин Беляев. А всего здание восстанавливали более 500 человек. Сначала были проведены противоаварийные работы: усиление конструкций основания и фундамента, укрепление несущих конструкций – колонн, стен, перекрытий.

По архивным чертежам и документам были реконструированы утраченные предметы декора, элементы росписи и фарфоровые панно. Со шпиля сняли звезду. Навершие почистили, установили на него выпавшие драгоценные камни.

В 2020 году Северный речной вокзал открылся для посетителей. В его вестибюле сейчас находится поп-ап-пространство  Музея транспорта Москвы

Экспозиция там меняется каждые два месяца.

1 июля 2023 года на Северном речном вокзале открылась

тематическая выставка Музея Транспорта Москвы «Москва-река. Московское золотое кольцо».

Экспозиция  рассказывала о развитии речных перевозок почти за 100 лет: от  судов, которые были спроектированы специально к открытию канала «Москва – Волга» в 1936 году,  до появления электросудов.

Музеем истории завода «Красное Сормово» для экспонирования на выставке был предоставлен макет головного теплохода «Иосиф Сталин» (1937).

Директор музея С.Н. Леонов получил благодарность руководства АНО «Московской дирекции транспортного обслуживания»  за оказанное содействие в осуществлении выставочного проекта.

 

18:18 05.09.2025 16+
277

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom