
Сормовский район Нижнего Новгорода — территория, где переплетены разные эпохи. Моё знакомство с ним началось с прогулки по улице Коминтерна, продолжилось в универмаге «Сормовские зори» и завершилось у стен величественного Спасо-Преображенского собора. Каждое из этих мест открыло мне новую грань района.
Улица Коминтерна: музей истории под открытым небом
Это одна из самых длинных и оживлённых улиц в Сормовском районе. Она известна с XVI века, в разное время носила названия Балахнинская и Большая дорога.
Безусловно впечатляет контраст архитектурных стилей, воплощавшихся в разных материалах на протяжении долгой истории Сормова. Старинные деревянные постройки, кирпичные домики, здания в стиле модерн и величественные сталинки соседствуют с панельными домами и современными торговыми центрами. Дом №2 особенно выделяется необычными фасадами с колоннами, лепниной с элементами советской символики. Это один из самых выразительных образцов сталинского ампира – жилой дом, построенный в 1930-х годах для работников завода «Нефтегаз». Рядом располагается сквер 50-летия Победы. Это приятное место для отдыха, на территории которого установлен обрамлённый цветочными клумбами памятник Ленину.
Улица Коминтерна — пространство, дышащее историей и местами представляющее собой буквально музей под открытым небом. Высокая концентрация приметных объектов отражает богатую историю рабочего района и его важное значение в жизни страны.
Неслучайные памятники
Особое место занимают монументы, связанные с промышленной историей района. В центре Сормова воздвигнут памятник выдающемуся конструктору Ростиславу Алексееву и размещён памятный камень в честь главного конструктора ЦКБ по СПК Валерия Иконникова. Они внесли неоценимый вклад в развитие советского судостроения, а их деятельность была непосредственно связана с заводом «Красное Сормово».
В сквере на пересечении улицы Коминтерна и Юбилейного бульвара расположен памятник Дмитрию Егоровичу Бенардаки, основателю и хозяину Сормовского завода. Этот монумент был установлен к 170-летию предприятия, став данью памяти выдающемуся промышленнику. Скульптура, выполненная Алексеем Щитовым, показывает Бенардаки в момент размышления.
Напомним, что Николай Васильевич Гоголь, лично знакомый с Бенардаки, вывел его во втором томе своей поэмы «Мёртвые души» как образцового помещика-
предпринимателя Костанжогло. Эта литературная параллель подчёркивает неординарность личности сормовского заводчика.
В последние годы к историческим памятникам добавились современные арт-объекты, такие как знаменитый «Пятак» – место встреч и трогательных суеверий. Улица Коминтерна продолжает развиваться как многослойный исторический документ, где каждая эпоха оставила свой неповторимый след. Главная транспортная артерия Сормова представляет собой уникальный урбанистический организм, в котором переплелись разные исторические периоды, а сквозь современный облик проступают контуры богатейшей истории. С развитием промышленности дорога постепенно превратилась в главную транспортную артерию Сормова, стала неотъемлемой частью его индустриального ландшафта. Сегодня улица Коминтерна постепенно превращается в современный пешеходно-транспортный бульвар, не теряя при этом своего исторического лица.
Сормовский район Нижнего Новгорода хранит немало интересных мест, и мимо некоторых из них просто невозможно пройти мимо.
Негаснущий свет «Сормовских зорь»
Торговый центр «Сормовские зори» занимает здание бывшей гостиницы, построенной в середине 1930-х годов по проекту выдающегося архитектора Александра Яковлева в стиле постконструктивизма. Здесь останавливались знаменитейшие люди эпохи. Например, бывали там Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков после триумфального перелёта через Северный полюс. В ресторане «Плёс» за одним столом собирались высшая партийная элита и творческая интеллигенция. Бывал в гостинице и композитор Борис Мокроусов. В 1949-м, по преданию, в одном из гостиничных номеров написал «Сормовскую лирическую», используя рояль, который специально поднимали через окно: поднять его по лестнице оказалось невозможно.
Позже здание стало универсальным магазином, сохранив при этом архитектурную ценность. Его строгие геометрические формы отражают строгий, эргономичный дух эпохи индустриализации. В то же время элементы декора – лепнина, кованые детали – демонстрируют принципиально новый подход к созданию комфортной среды для рабочих. Это было время, когда эстетика и удобство стали рассматриваться как неотъемлемые права трудящегося человека. Здание гостиницы строилось в один период с другими знаковыми объектами Сормова — Дворцом культуры, масштабным парком культуры и отдыха, современным стадионом… Все эти проекты свидетельствовали о кардинальном изменении отношения к качеству жизни работающего человека - от простого удовлетворения базовых потребностей к созданию полноценной культурной и рекреационной инфраструктуры.
«Источник жизни»: легенды в камне и воде
У главного входа в «Сормовские зори» расположился один из узнаваемых символов района — фонтан «Источник жизни». Он был установлен в начале 2000-х годов и стал не просто украшением, но хранителем городских легенд. Центром композиции служит изящная скульптура женщины с ребёнком, застывшая в движении. Из кувшина в руках женщины струится вода, наполняя широкую гранитную чашу. Образ обрёл неожиданное толкование: многие видят в нём речную деву из славянских преданий — без рыбьего хвоста, но с той же таинственной силой.
За время своего существования фонтан успел обрасти легендами разного характера. Самая живучая байка гласит: фонтан привезли зимой в очень холодную погоду, чтобы проверить работу системы, инженеры, отчаявшись предотвратить замерзание воды, залили в резервуар технический спирт. Удивительно, но механизмы заработали безупречно, а история стала мифом. Бытует среди местных жителей и путешественников особый обряд: если попасть монеткой в кувшин чудо-девы, сбудется любое загаданное желание.
Модерн среди типовой застройки
На улице Коминтерна, 166 расположено примечательное трёхэтажное здание, которое является важной частью исторического наследия Сормовского района. Этот архитектурный памятник, построенный в 1904—1905-х годах по проекту известного архитектора Павла Малиновского, изначально служил Вторым Сормовским общественным собранием – элитным клубом для инженеров и служащих Сормовского завода.
Здание представляет собой яркий образец раннего модерна с характерными для этого стиля архитектурными элементами: асимметричной композицией фасада, лепниной с растительными мотивами, коваными деталями декора и оригинальными оконными проёмами различной формы.
За более чем столетнюю историю это здание сменило несколько функций – здесь размещались кинотеатр и Дом пионеров. В настоящее время часть помещений занимают коммерческие организации. Здание имеет официальный охранный статус как памятник архитектуры областного значения.
Храм украшает промышленный пейзаж
Совсем рядом с главной улицей Сормова, на улице Щербакова, находится Спасо-Преображенский собор, выстроенный в неовизантийском стиле. Этот истинный оазис спокойствия с высокими куполами и изящными резными деталями, был создан по проекту выдающегося архитектора Павла Малиновского — автора многих знаковых зданий Нижнего Новгорода, близкого друга Максима Горького. Малиновский воплотил в соборе лучшие традиции русского церковного зодчества. Пятиглавая конструкция и арочные окна создают гармоничный образ, где монументальность сочетается с лёгкостью, устремлённостью в небо. На фоне заводских корпусов и типовой советской застройки собор смотрится контрастно - и в этом контрасте раскрывается глубинная суть русской культуры, её удивительная способность объединять, казалось бы, несовместимое: традицию и современность, духовное и материальное. Этот храм – не просто островок старины среди заводских пейзажей, а свидетельство того, что промышленная мощь и духовные ценности в России всегда шли рука об руку. В этом синтезе и заключается вся суть русского характера: способность сохранять веру и традиции, не отвергая прогресса.
Эта долгая, запоминающаяся прогулка показала мне, что Сормово — не просто промышленный район. Это место, где история продолжает жить и развиваться, красиво и достойно отражая меняющиеся жизненные потребности, сохраняя баланс между прошлым и настоящим.
Ангелина НИКИТИНА, студентка 1-го курса журфака ННГУ им. Лобачевского
Фото автора
Оставить сообщение: