
О чём писал «Красный сормович» 8 марта 1980 года?
В этот день газета рассказывала читателям о ветеране Великой Отечественной войны и работнице завода «Красное Сормово» Любови Шишариной. И о том, как праздновали Победу на русском, английском, французском языках в далёком немецком городе Штеттине на Эльбе.
В преддверии 80-летия Победы мы предлагаем читателям вновь познакомиться с героиней публикации, тем более что ветераны завода о ней не забыли и посвятили её памяти праздничное мероприятие «Фронтовые посиделки Л.Ф. Шишариной».
«Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои». И пришёл на землю долгожданный мир. От Тихого до Атлантического океана, приветствуя его приход, гремели победные салюты.
Гремели они и в небольшом немецком городе Штеттине на Эльбе, неподалёку от того места, где произошла историческая встреча советских войск с американскими.
На городской площади взлетали разноцветные ракеты, рассекали темноту майской ночи трассирующие очереди из автоматов и пулемётов, гремела весёлая музыка, звучали речи и песни на русском, английском, французском языках. А неподалёку от этой суеты, укрывшись в сень выпустившего первые клейкие листочки каштана, плакала молоденькая худенькая девушка со старшинскими погонами на плечах. Были в этих слезах поровну и радость, и горе. Радость о том, что в конце концов закончилась проклятая, унёсшая столько родных и близких война. Печаль о тех, кто навсегда остался на политой кровью родной и чужой земле, о тех, кто не дожил до светлого праздника Победы.
Многое вспоминалось Любе Шишариной в эту горько-радостную первую мирную ночь. Вспоминался далёкий июньский день 1941 года, когда она, вернувшись с работы (а работала она токарем монтажного цеха на «Красном Сормове), услышала по репродуктору сообщение о вероломном нападении Германии на Советский Союз.
Война. Люба ещё не осознавала полностью всей тяжести этого злого, короткого слова, только вдруг пересохли губы и померк в глазах ликующий июньский день. На следующее утро Люба вместе с десятками заводских девчат и парней пришла в военкомат. Выстояв длинную очередь, она попала в кабинет райвоенкома. Он мельком выслушал её и коротко бросил: «Нет, работай на заводе. Там сейчас твоё место».
Но не в Любином характере было отступать от задуманного. Два месяца штурмовала она различные инстанции - от райкома партии до заводского комитета комсомола, и, наконец, добилась своего. В сентябре 1941 года её вместе с группой горьковских девчат отправили связисткой в третий отдельный танковый батальон. Он вёл тогда упорные бои под Одессой в составе Южного фронта.
В одном из первых же боёв Любу тяжело ранило и контузило разорвавшейся неподалёку миной. Потянулись долгие месяцы лечения в тыловых армейских госпиталях. Едва встав на ноги, Люба стала подавать рапорт за рапортом, даже не прося – требуя отправить её на фронт. И вот настал день, когда была назначена медицинская комиссия. Приговор комиссии был единодушным: к военной службе не годна.
Через несколько дней поезд привёз Любу в родной город. И снова упрямая девушка стала добиваться, чтобы её послали на фронт. И лёд был сломан – её направили в формировавшуюся в одном из тыловых городов 238-ю Караевскую стрелковую дивизию – санитаркой. Тут, видимо, помогло то обстоятельство, что до войны Люба Шишарина успешно окончила курсы медсестёр. С этой дивизией Любовь Фёдоровна прошла трудные фронтовые дороги и закончила войну под Берлином.
Товарищи по оружию сразу же полюбили боевую, неунывающую девушку и шутливо окрестили Чижиком. Маленькая, худенькая, подвижная, она и впрямь напоминала эту задорную птичку. Но дело, которым она была занята, далеко не шуточное. На своих худеньких плечах она вынесла с поля боя сотни раненых бойцов и командиров. И по сей день многие фронтовую чарку поднимают за неё – Любовь Шишарину, спасшую им жизнь.
Особо запомнился Любе кровопролитный бой в августе 1943 года за станцию Жуковка под Брянском. Под жестоким кровопролитным огнём противника наши войска форсировали реку Десну. Многие воины, едва ступив на противоположный берег, падали, сражённые пулями и осколками. Много было раненых, которым требовалась немедленная медицинская помощь. Ясное дело: под огнём её не окажешь. Требовалось срочно переправить тяжелораненых на свой берег. Но как это сделать? Переправлять не на чем. Вот тут и проявила незаурядную смекалку старшина медицинской службы Любовь Фёдоровна Шишарина. Под её командой бойцы связали кабелем пустые бочки из-под бензина. На этом импровизированном «пароме» и были переправлены раненые. Только одна Любовь Шишарина вывезла из-под огня противника более сотни бойцов. За высокое мужество, солдатскую смекалку, проявленные в этом бою, правительство наградило Л.Ф. Шишарину орденом Красной Звезды.
Прошли, прошумели над головой тридцать пять лет, отделяющих нас от Великой Победы. Любовь Фёдоровна сейчас на заслуженном отдыхе. Поседела голова, появились на лице морщинки. Но нет-нет, да и промелькнёт в ней прежний озорной «Чижик».
Всю свою кипучую энергию Любовь Фёдоровна отдаёт общественной работе. Вот уже несколько лет она возглавляет заводскую комиссию содействия Советскому Фонду мира – одну из лучших в городе.
Она до сих пор помнит те искренние клятвы и заверения в военной дружбе и мире, которые давали друг другу в далёком 1943 году на Эльбе советские, американские, английские и французские солдаты. И Любовь Фёдоровна верит, что тщетны попытки империалистических сил вбить клин в эту дружбу, скреплённую кровью. Мир победит! Во имя этой великой цели отдаёт она все свои силы и энергию.
И. ШАХОВСКОЙ
Оставить сообщение: