
10 февраля 2025 года исполнилось 106 лет со дня создания комсомольской организации в Сормове.
29 октября 1918 года в России была создана молодёжная коммунистическая организация – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ВЛКСМ). Не прошло и четырёх месяцев, как в Сормове тоже появилась организация комсомольцев. История комсомола неразрывно связанна с историей нашего государства. И сегодня, несмотря на распад Советского Союза и прекращение деятельности ВЛКСМ, те, чья молодость прошла под знаменем комсомола, вспоминают о нём с ностальгией и считают день рождения этой молодёжной организации праздником.
О годах своей комсомольской юности рассказывает один из старейших вожаков молодёжи завода «Красное Сормово» Валерий Александрович Лисицын – «Заслуженный Сормович», кавалер знака ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле». В настоящее время В.А. Лисицын является председателем общественного совета заводского музея.
–Валерий Александрович, практически всю жизнь вы проработали на «Красном Сормове», в течение трёх лет возглавляли многотысячную комсомольскую организацию завода, хорошо знакомы с его историей. Что вы знаете о первых шагах сормовского комсомола?
– К моменту образования ВЛКСМ в Сормове уже существовало молодёжное рабочее движение, юные сормовичи горячо желали участвовать в становлении нового общества, в укреплении завоеваний революции. Это предопределило включение сормовской молодёжной организации в общую организационную структуру. День рождения комсомола в Сормове – 10 февраля 1919 года. В этот день в клубе сада им. Гоголя (на месте лицея № 82) состоялось собрание комсомольского актива. Участники собрания направили телеграмму в Московский комитет комсомола: «Организация двести человек возникла десятого сего февраля, Сормово».
Важнейшими этапами жизни сормовского комсомола стали участие в Гражданской войне, индустриализации, Великой Отечественной войне, послевоенном восстановлении промышленности, в решении задач по развитию социальной сферы и повышению уровня жизни людей.
– Расскажите о себе, о вашей деятельности в рядах комсомола.
– Недавно мне был вручён нагрудный знак «Дети военного времени», ведь моя жизнь в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы типична для моего поколения. Но есть особенность, она означала для меня: «Быть мне сормовичом».
На завод «Красное Сормово», в отдел главного конструктора (ОГК), я поступил в 1964 году, уже имея опыт работы на производстве в строительной индустрии. Одновременно учился на вечернем отделении Горьковского института инженеров водного транспорта – на факультете судостроения. Диплом инженера получил в 1965 году.
В ОГК я успешно прошёл все ступени профессионального роста: инженер-конструктор 3-й, 2-й, 1-й категорий, руководитель группы (начальник бюро).
Комсомольцы ОГК избрали меня комсоргом отдела, а руководство завода утвердило председателем Совета молодых специалистов.
4 января 1970 года я был избран секретарём комитета комсомола завода «Красное Сормово» и возглавил одну из самых крупных в стране комсомольских организаций. В то время на заводе трудилось 29,5 тысяч человек. Почти половину численности составляли комсомольцы. Моими заместителями были уже опытные организаторы комсомольской работы: по оргработе – С.В. Марков, по идеологии – Н.В. Мошков. Через год Сергей Марков стал подниматься по комсомольской линии и дошёл до должности секретаря обкома комсомола. А Николай Мошков, со студенческой скамьи увлекавшийся фотоискусством, в дальнейшем реализовал свой талант в газете «Ленинская смена» и в ИТАР ТАСС.
Вследствие этого на оргработу был назначен мастер цеха СК-2 А.А. Маляренко, а на идеологию – инженер-конструктор института «Лазурит» В.А. Вьюнышев. Оба имели значительный опыт работы с людьми.
Замечу, что в то время в структуру комсомольской организации завода входили организации проектных и технологических институтов «Лазурит», «Сириус», ЦКБ по СПК, ЦНИИТС, ЦНИИМС.
Руководство огромной по численности комсомольской организацией было работой сложной и ответственной. В 1972 году исполнилось полвека ленинскими заветам: союз коммунистической молодёжи должен быть ударной группой, долг члена союза молодёжи – отдавать свои силы на общее дело. Эти заветы и через 50 лет звучали для нас остро, современно.
Жизнь менялась и ставила перед комсомолом новые задачи. Семидесятые годы часто называют эпохой «застоя», но в СССР это было время политической стабильности и относительного экономического благополучия. Коллектив завода самоотверженно выполнял задания государственных пятилеток. Большой вклад в осуществление производственной программы вносили комсомольцы: 1500 человек завоевали звание «Ударник коммунистического труда», более 200 человек – звание «Лучший молодой рабочий по своей профессии»».
На заводе было широко развёрнуто движение «Ни одного отстающего рядом». Традицией были ритуалы посвящения в «Его Величество Рабочий Класс», слёты молодёжи под девизом «Как закалялась сталь». Для привлечения большого круга молодых специалистов и рабочих в решение производственных вопросов и ускорение научно-технического прогресса заводской комитет ВЛКСМ и совет молодых специалистов ежегодно организовывали молодёжные технико-экономические конференции. Большой популярностью пользовались смотры-конкурсы молодых рационализаторов. При организации этих мероприятий я ощущал большую поддержку парткома и директора завода М.А. Юрьева.
Комитет комсомола уделял большое внимание вовлечению молодых работников в школы рабочей молодёжи, наставничеству, организации состязательности в труде. Комсомольцы внесли значительный вклад в создание кораблей различного назначения: подводных лодок, судов технического флота, сухогрузов. В честь их ударного труда именем комсомола названы 10 сухогрузных теплоходов и пять подводных лодок.
– Современная молодёжь недостаточно консолидирована, разобщена. Что объединяло молодое поколение 1970-х годов?
– Мы искренне верили, что строим светлое будущее, и это нас сплачивало, вдохновляло. Мы и работали с подъёмом, и общественной деятельностью занимались с энтузиазмом: в нерабочее время строили жильё и объекты социальной сферы, проводили субботники по благоустройству завода и района. Широко была развёрнута спортивная и культурно-массовая работа. Дворец спорта «Сормович» был объявлен ударной комсомольской стройкой. В летней и зимней заводских спартакиадах участвовали свыше 23 тысяч человек. В легкоатлетических эстафетах – на приз газеты «Красный сормович» и «Золотая осень» – принимали участие 400 команд и свыше 3 тысяч спортсменов. На заводе культивировалось 20 видов спорта. В спортивных секциях занималось около 1200 человек, в том числе 32 мастера спорта и 19 кандидатов в мастера спорта. Комсомольцы вели большую идеологическую, военно-патриотическую, воспитательную работу в подшефных школах, пионерских лагерях, по месту жительства.
– А как комсомольцы проводили свой досуг?
– В заводском Дворце культуры и поселковых клубах организовывали молодёжные балы, тематические вечера, «огоньки», вечера отдыха. Популярны были коллективные выходы в театр, музеи, поездки в Москву и другие города страны. Проводились массовые выезды на Волгу, в лес, на турбазу. Очень развита была художественная самодеятельность, практически в каждом структурном подразделении.
– Комсомольцы трудились ударно, и общественная жизнь на заводе кипела. Но всё ли вас устраивало в работе комитета комсомола, какие встречались сложности?
– Хотя работа секретаря заводского комитета ВЛКСМ и была сложной, но мне она нравилась. Я был в гуще знаковых событий, приобрёл неоценимый жизненный опыт, умение общаться с разными людьми. Напрягало одно – большой объём бумажной отчётности и элементы формализма в нашей работе. Приведу пример. Вышестоящие организации стали требовать, чтобы работа с молодыми специалистами, вступившими в комсомольскую организацию, была оформлена документально. Появился бумажный документ «Личный комплексный план комсомольца». Хлопот с этим было много: нажимали сверху, требовали большего охвата численности принявших план и прочее. В Москве на Всесоюзной конференции, посвящённой речи В.И. Ленина на III съезде комсомола, с этой формой плана я подошёл посоветоваться к старейшему члену ЦК (к сожалению, фамилию его запамятовал). И получил укор: «А где же душа человека?» Это заставило задуматься: нет ли в наших планах формализма? И мы от этих планов отошли.
– Какую форму работы заводского комитета ВЛКСМ вы считаете главной?
– Главной формой работы по всем текущим проблемам оставался контакт в первичке – в цехе, в отделе. С этой работой успешно справлялись комсорги судомонтажного цеха Юрий Кротов, корпусного – Николай Ляшов и Владимир Марков, мартеновского – Валерий Тюрин, инструментального – Лев Иванычев, в отделе главного металлурга – Светлана Пазынина. Связь с верхним эшелоном управления осуществлял член ЦК комсомола бригадир судовых электросварщиков Николай Шарин.
Мы опирались на опыт работы наших предшественников – секретарей комитета комсомола Владимира Линевича, Вячеслава Кожирнова, Юрия Марченкова. Примером нам служили секретари-ветераны Борис Шахматов, Николай Леонов, Николай Кваша, Борис Балин, достигшие значительных успехов в судостроении.
– Кто после вас стал вожаком заводского комсомола?
– В 1973 году я вернулся в штат завода – на должность заместителя начальника 1-го судомонтажного цеха. После меня комсомольскую организацию «Красного Сормова» возглавил Алексей Алексеевич Маляренко. Каждый, кто был членом заводского комитета комсомола, впоследствии вписал яркие страницы в общественную и хозяйственную жизнь России.
В 1991 году в результате социально-экономических изменений в обществе комсомол прекратил существование как организация, но оставил значительное наследие в истории страны. У нас немало нерешённых проблем и сегодня. Хочется верить, что сегодняшнее молодое поколение с честью справится со всеми задачами, проблемами и вызовами, которые ставит перед нами жизнь.
Беседовала Маргарита ФИНЮКОВА
Оставить сообщение: