
В связи с кончиной Игоря Аркадьевича Чапрака редакция «Красного сормовича» представляет вниманию читателей в сокращённом виде материал Николая Серагина, посвящённый выдающемуся педагогу и опубликованный в номере 10 за 2023 год.
Строки биографии. Родился И.А. Чапрак в 1948 году в Сормове в семье служащих авиационного завода. Детство прошло во дворе между домами №24 и 26 по улице Чаадаева, где играли, как и все мальчишки и девчонки послевоенного поколения, в лапту, чижик, ножички, запускали воздушных змеев, частыми были футбольные баталии. Снаряжение для игр всегда делали сами.
Учился в школе № 66 (в то время Сормовского района), одной из лучших школ города, где директором был Сергей Павлович Краснов. Педагогическая и управленческая деятельность этого человека во многом определила жизненный путь Игоря Аркадьевича.
Знания о сущности педагогической работы постигал в качестве члена педсовета, работая освобождённым секретарём комитета комсомола Сормовской физико-математической школы №82.
Под влиянием фильма «Щит и меч» освоил технику скорочтения. Многое для понимания, что такое Родина, дали родители, учителя, книги.
После службы в армии Игорь Аркадьевич вернулся на прежнее место работы. Как говорят ученики тех лет, самым ярким воспоминанием для них стал лагерь труда и отдыха, организованный администрацией школы в Кстовском районе.
Вспоминает А.М. Чечина, директор Центра детского творчества в 1994–2019 годах:
«В середине 1970-х годов мне довелось изучать работу летних лагерей труда и отдыха школьников. Не секрет, что такие лагеря – своеобразная школа жизни для старшеклассников, там они не только знакомились с сельскохозяйственным трудом, но и учились организации своего быта и досуга.
При посещении лагеря школы №76, где начальником был Игорь Аркадьевич Чапрак, на деле, а не на бумаге увидела, как работает детское самоуправление. Прежде всего поразил идеальный порядок в лагере, абсолютное большинство вопросов организации его работы подростки решали самостоятельно, регулярно выпускались стенгазеты и боевые листки. Начальник никогда не подменял детей там, где они могли самостоятельно справиться с поставленной задачей. При этом всегда был рядом. Как мне кажется, в этот период он опробовал свои педагогические силы, чтобы в дальнейшем стать учителем учителей».
Строки биографии. В 1970-е годы воспитательная работа в 76-й школе кипела ключом: активно работало ученическое самоуправление, комсомольская и пионерская организации, была приобретена аппаратура для школьного ансамбля, который играл на школьных вечерах, проводились всевозможные конкурсы, самый яркий среди которых – «А ну-ка, парни!». По словам Игоря Аркадьевича, этот период жизни вызывает у него самые трогательные воспоминания. Работа спорилась и приносила удовлетворение во многом благодаря взаимопониманию, сложившемуся между ним и тогдашним директором школы Олегом Борисовичем Сониным.
В 1979 году героя нашего рассказа назначают директором строящейся сормовской школы №80 (в настоящее время это педагогическая гимназия). Здесь ему пришлось осваивать непривычные для себя навыки прораба и снабженца. Но как только он сформировал педагогический и ученический коллективы, как только отработал основные направления развития учреждения, так поступило новое задание: строить сормовскую школу №85. И всё пришлось начинать сначала! Но главное остаётся прежним: нацеливать педколлектив на конкретный результат работы, не потерять из поля зрения ни одного ребёнка.
Вспоминает Е.Ю. Сорокина, специалист школьного отдела (1997–2006 гг.), заместитель начальника управления образования Сормовского района (2007–2015 гг.):
«Высокая требовательность к себе, желание «докопаться» до сути вопроса, умение работать в команде, постоянное совершенствование своих профессиональных навыков – вот те качества, которые формировал Игорь Аркадьевич у всех, кто работал с ним рядом. «Горизонтальные» и «вертикальные» связи – так он называл регулярные активные формы взаимодействия коллег, деловые игры по выработке подходов в решении задач, стоящих перед управлением образования и образовательными учреждениями района. Ни одно решение не принималось необдуманно, прорабатывалось и обсуждалось с привлечением всех заинтересованных отделов управления образования.
Особое внимание уделялось развитию методической и психолого-педагогической служб района, был создан Информационно-диагностический центр Сормовского района, который занимался не только методической работой, но и анализом информации о развитии системы образования района, что позволяло своевременно выявлять «болевые» точки.
Ещё одним направлением в работе было шефство над «молодыми» директорами школ. И лично сам, и с привлечением специалистов управления образования он на протяжении длительного периода выезжал в школы, где были назначены новые руководители, помогал и передавал свой опыт молодым кадрам».
Вспоминает А.М. Чечина:
«В 1994 году Игорь Аркадьевич предложил мне возглавить Сормовский Центр детского творчества.
Первостепенной задачей было сохранение богатейшей базы дополнительного образования района в виде клубов по месту жительства. Такие клубы в каждом микрорайоне или жилом массиве имели заводы «Красное Сормово», «Электромаш», трест №2 «Промстрой» и другие. Благодаря авторитету и настойчивости начальника управления образования они были собраны в объединения «Арина», «Агнес», «Фортуна», каждое из которых включало в себя не менее десятка клубов по месту жительства. Большинство этих клубов здравствует и поныне, давая возможность сегодняшним детям развивать свои творческие и спортивные способности. Всё это в значительной степени повлияло и на предупреждение правонарушений в подростковой среде.
Следующая, не менее значимая задача: как в постсоветский период организовать детское общественное движение? Сколько понадобилось времени, чтобы об этом заговорили и что-то стали предпринимать в масштабах всего государства! А тогда, в 1994 году, на базе лагеря «Александровка» по инициативе руководителя органа управления образованием была проведена смена школьного актива, которая положила начало детским организациям при Центре детского творчества – СМАК и РОСТ, которые имели свои законы, атрибутику. По его требованию подобные детские объединения были созданы и в школах района. У Игоря Аркадьевича чувствовался неподдельный интерес к работе этих объединений. Он вновь и вновь приходил на их собрания, чтобы лично убедиться, как это всё работает и живёт полнокровной жизнью».
Строки биографии. В 2009 году приказом областного министерства образования и молодёжной политики И.А. Чапрак назначается на должность директора государственного бюджетного образовательного учреждения «Лицей-интернат «Центр одарённых детей».
Следует отметить, что лицей-интернат – это не просто учреждение, дающее высокий уровень знаний. Во многом это своеобразный фасад Нижегородского образования, и не случайно всех высокопоставленных гостей из Москвы – от министров до вице-премьеров Правительства России – знакомят с работой ЦОДа. Здесь проводились и проводятся Всероссийские олимпиады школьников, международные конференции, семинары с привлечением сотрудников Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Во время новогоднего представления, организованного полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе, воспитанники кадетских классов всех субъектов Приволжья в течение нескольких дней проживают на базе общежития ЦОДа… Таким образом, учреждение и его руководство всегда находятся в «боевой готовности». И когда мне по долгу службы доводилось сотрудничать с Игорем Аркадьевичем, я всегда видел спокойного, уравновешенного, уверенного в себе и в своих подчинённых руководителя.
В рейтинге образовательных учреждений по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников с двенадцатого места (2009 г.) ЦОД переместился на третье – в 2011 г., первое – в 2012 г. и второе – в 2013 г.
За активное участие в реализации приоритетного национального проекта в 2008 году лицей-интернат награждён дипломом губернатора Нижегородской области «Нижегородский кремль» в номинации «Образование», в 2010 году – почётным штандартом губернатора Нижегородской области. За заслуги в области образования и достигнутые трудовые успехи в 2012 году педагогическому коллективу лицея объявлена благодарность Президента Российской Федерации. И, конечно, в этом немалая заслуга директора.
Сам Игорь Аркадьевич называл шесть лет работы в Центре одарённых детей венцом своей карьеры. Таких подготовленных в художественно-драматическом плане детей ему никогда прежде встречать не доводилось. И, выступая на торжественном собрании в честь 25-летия Центра одарённых детей в ноябре 2022 года, после великолепной концертной программы он произнёс, на мой взгляд, фразу, определяющую его жизненное кредо: «Ради таких мгновений хочется жить!»
Николай СЕРАГИН
Оставить сообщение: