12+
Специальная версия

Карина БАРАС: «Искусственный интеллект – серьёзный вызов для композитора»

Фото: С любимым учеником, серебряным лауреатом конкурса имени Чайковского Валентином Малининым

Возможно, вы думаете, что композиторы – это такие люди, которые жили давным-давно и носили парики, сочинили множество симфоний и опер, и теперь их портреты висят на стенах музыкальных школ. На самом деле немало прекрасных композиторов живёт сегодня среди нас. Кто же они, творцы музыки?

Давайте познакомимся с Кариной Барас. В конце прошедшего года в детской музыкальной школе №11 имени Мокроусова, где работает наша героиня, состоялась посвящённая ей большая творческая встреча. Были музыка и воспоминания, вопросы и ответы.

Встреча посвящалась двадцатилетию педагогической и сорокапятилетию творческой деятельности композитора Барас. Тут, быть может, вы подумаете, что она – почтенная дама глубоко пенсионного возраста, но нет. Просто стала сочинять очень рано…

 

Счастливые дебюты

- Карина Вальдемаровна, как начался ваш путь в музыку?

- По телевизору показывали какую-то пианистку, и папа спросил меня: «Хочешь играть так же?» Ну, я, в общем, была не против.

Тут необходимо отметить, что папа был очень одарён музыкально и всегда жалел, что его в детстве не учили музыке. Сколько себя помню, мы всегда ходили с ним в театр и на концерты.

Нашлась  студентка, которая пошла вместе с ним в мебельный магазин – ведь раньше пианино продавали в мебельных магазинах – и выбрала самый лучший инструмент, «Октаву». Потом я прошла испытания в центральную музыкальную школу Чебоксар, где мы тогда жили. Школа была далеко от дома, примерно в получасе езды, но это меня не пугало. Играть на фортепиано мне очень понравилось. Играть - понимаете? Игра! Как раз то, что я так любила! И, между прочим, это так и есть. Набор фишек – клавиши, имеются правила. Когда у меня родились собственные дети и я опять окунулась в мир детства, ужасно захотелось сочинить музыкальные игрушки - пьесы, которые имели бы игровое содержание. Что и было сделано.

Сочинять я начала ещё до учёбы, и ясно было, что нужно показаться педагогу. Этим педагогом стал молодой выпускник Казанской консерватории, музыковед Артур Салихов. Я сыграла ему мелодию, которая называлась «Киска». Он сказал: «Отлично! Теперь нужно добавить аккорды!» - и добавил такое, что я пришла в шок и, прибежав домой, со слезами пожаловалась папе, что из-за страшных аккордов моя бедная «Киска» превратилась буквально в Бабу-ягу.

«Хорошо», - сказал папа и на следующий день пошёл разбираться с Артуром Равильевичем. Не помню, сколько времени они разговаривали, - мне казалось, что это длилось вечно. Артур Равильевич объяснял, что мир не стоит на месте, что сегодня нельзя жить в XVIII веке, и был очень убедителен. Словом, мы успокоились, и дальше я стала заниматься уже у него.

В музыкальном училище попала в руки Людмилы Алексеевны Новосёловой, которая много мне дала как профессионал и с энтузиазмом встречала все мои идеи. Во время учебы в училище было исполнено много моих сочинений, в том числе хоровых.

Ну а затем – Нижегородская консерватория, где я училась на двух отделениях – музыковедческом у Тамары Николаевны Левой и на композиторском у Бориса Семёновича Гецелева, а после ещё и закончила аспирантуру как композитор.

 

Услышать и записать

- Сложно ли вам писать музыку? Сложно ли сочинять красивую музыку?

-  Расскажу реальную историю из жизни Моцарта. Когда Вольфгангу Амадею было семь лет и он давал концерты во Франкфурте-на-Майне, после одного из выступлений к нему подошёл молодой человек.

- Ты так замечательно играешь и сочиняешь, — сказал он юному музыканту. — Мне никогда так не научиться!

- Да что ты, — удивился маленький Моцарт, — это ведь так просто! Ты никогда не пробовал записывать мелодии, которые приходят тебе в голову?

- Не знаю, мне в голову приходят только стихи, - отвечал юноша.

- Вот это да, - восхитился маленький музыкант. - Наверное, писать стихи очень трудно?

- Да нет, совсем легко. Сам попробуй!

Собеседником Моцарта был Гёте.

Иногда меня спрашивают: зачем и для чего пишете музыку? Наверное, не «зачем». Просто это мой способ жизни. Как я не могу не дышать, так не могу и не сочинять. Сочиняю в любое время суток, даже во сне. Мне часто снятся музыкальные сны, которые я потом записываю, как Шуберт. Вот только Шуберт спал в очках, чтобы, проснувшись, сразу начать записывать ноты, не тратя времени на поиск очков. Я сплю всё же без очков (улыбается).

- Помогают ли современные технологии для написания музыки? Может ли произведение, написанное искусственным интеллектом, сравниться с живым творчеством композитора?

- Технологии помогают композитору. Искусственный интеллект способствует выполнению разных прикладных задач. У меня ученики это проходят на уроках музыкальной информатики. 

Но не всё так просто, конечно.

Сейчас существует масса приложений, которые способны сгенерировать в любом стиле, в любой фактуре всё, что угодно. Они оперируют огромными базами данных и могут, например, проанализировав мелодию, выдать аккомпанемент к ней. Очень удобно и просто! Да что мелодия! Год назад в Чебоксарах была поставлена цифровая опера «Главный вопрос» Рустама Сагдиева. Особенность постановки заключалась в том, что музыка, либретто, декорации, костюмы - всё было сгенерировано нейросетью.

Вот только музыка, созданная искусственным интеллектом, - это чистая звуковая материя. А композиторы сочиняют, опираясь на определённый образный строй, идеи, духовный подтекст и так далее.

Тут возникает много вопросов. Например, повышаются требования к экспертам. Как отличить Бетховена от ИИ? Или вновь возникающие авторские права – кто является правообладателем произведения не сочиненного, а сгенерированного?  Кстати, композиторам, сочинения которых находятся в базе данных, должны ли идти отчисления в случае использования материала? И самое главное - это вызов творцу, который должен максимально ответственно относиться к своим произведениям, чтобы они не были предсказуемой безликой штамповкой, а наоборот - живым, неповторимым, самобытным результатом творческого акта.

 

Играть – играя трогательно!

- Вы не только композитор, но также педагог-новатор, автор нотных сборников и методических пособий. Помимо доброй сотни сочинений, написанных в разных академических жанрах, от фортепианной миниатюры до оперы, вы создали популярные альбомы пьес для начинающих музыкантов, и в них декларируется особый подход к вхождению в музыку.  В концерте прозвучали пьесы из «Кинезиологических игр с клавишами от новичка до профи», где ребёнок обращается с инструментом вольно, необычно, творчески. Расскажите, пожалуйста, об этом!

- Самый эффективный подход в познании нового - постоянная опора на эмоциональное воображение. Без ярких образов трудно увлечь ребёнка: если ему неинтересно, он в силу специфики своего возраста не способен что-либо делать. Нет ярких эмоций — не будет никаких действий или они моментально угаснут. Поэтому центральным принципом становится игра, эксперимент. К примеру, моё учебное пособие «Чтение с листа: тренажёр-трансформер «Складываем новую музыку» всегда находит живой отклик у детей. Это так здорово, когда на их глазах разрезаешь нотные страницы пополам и начинаешь менять партии левой и правой рук! Помню, как профессор консерватории Борис Семёнович Гецелев, когда я ему показала этот сборник, с удивлением и азартом сел за фортепиано и сам принялся «складывать новую музыку». Мне самой было очень интересно создавать такую уникальную фортепианную игрушку, в результате которой получилось 300 различных упражнений.

Что касается тактильных ощущений в игре на фортепиано, «мячики», «паровозики» и прочее - это отличный непосредственный способ познания. С самого раннего возраста малыши с большим увлечением обнаруживают разность материалов: воды и шерсти, песка и травы. Тактильные ощущения активизируют работу мозга, а в соединении с моторикой рук в «пальчиковых играх» на клавишах происходит взаимодействие с высшими формами сознания - мышлением, пространственным восприятием, вниманием, памятью и прочим. Именно тактильные ощущения кончиков пальцев имеют огромное значение в большом пианизме. Так называемые в музыке штрихи - это именно пальцевые прикосновения к клавишам, toucher (в переводе с французского «трогать, прикасаться») - умение чувствовать кожей поверхность клавиш и взаимодействовать с ними. Поэтому в занятиях «детскими забавами» происходит процесс формирования разносторонней и яркой творческой личности.

- Какое произведение искусства произвело на вас самое большое впечатление?

- Вообще, я человек впечатляющийся и готова впечатляться всегда. Из самых ярких впечатлений… прошедшим летом в Афинах, в Акрополе Одеон Герода Аттика я смотрела оперу Верди «Травиата». Это древний каменный театр на 5000 зрительских мест. Очень высокие подъёмы. Спектакль начался в девять вечера, закончился в половине первого. Мы пришли заранее. Наши места оказались на самом верху, и думала, что я ничего не услышу. Но, как оказалось, там прекрасная акустика. И вот с самого верха, без пятнадцати девять - закат, мы видим заходящее солнце. Как только солнце зашло, началась увертюра, и дальше в темноте мы смотрели весь спектакль. Слышно было превосходно. Замечательно! И - незабываемое впечатление, хотя, конечно, в каменном театре неудобно было сидеть, спинок у сидений нет, но каждый, по возможности, хотя бы один раз должен там, в Акрополе, в этом историческом месте, побывать и спектакль посмотреть. Впечатление - на всю жизнь.

- Какие трудности испытывает композитор?

- Помимо двух юбилеев, заявленных в программе нашей встречи, есть ещё один. Уже 25 лет как я член Союза композиторов. Союз композиторов – очень солидная организация, она существует с 30-х годов двадцатого века.

В разное время председателями Союза были известные композиторы: Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Родион Щедрин, сейчас возглавляет Союз Александр Чайковский. Членство в Союзе композиторов давало ряд привилегий. Например, композиторы сочиняли музыку, приносили на худсовет, и им за каждое произведение платили – за симфонию, оперу.  Ведь сочинительство представляет собой большой, серьёзный труд.

Были специальные Дома творчества, куда музыканты ездили работать на природе и в то же время как бы отдыхать, оторвавшись от города.

Еще было так заведено, что всем творческим работникам – не только композиторам, но и художникам, и писателям – предоставлялась дополнительная жилплощадь, такой вот кабинет для занятий творчеством. Композиторы, например, в этот кабинет ставили рояль, а художники – мольберты, мастерскую устраивали. С распадом Советского Союза всё это, к сожалению, пропало. Композитор теперь брошен на произвол судьбы. Ещё одна проблема – среди композиторов очень мало менеджеров, и это, действительно, проблема, потому что композитор, за редчайшими исключениями, всё же не «продажник», а творец.

 

- В каких жанрах вы пишете свои произведения?

- Как сказал Вольтер, все жанры хороши, кроме скучного, а я как раз ненавижу скуку и рутину. На сегодняшний день мной написано около ста опусов – слово opus переводится с латыни как «труд». Примерно десятую часть всех опусов составляют произведения, написанные специально для детей. Остальное – музыка симфоническая, камерно-инструментальная, камерно-вокальная. Есть и опера. Идею с оперой подкинула моя дочка, когда училась в старшем классе школы. Они с братом с детства ходили в оперный театр, смотрели разные оперы, оперетты, и вот однажды она мне говорит: «Мама, почему есть «Евгений Онегин» и «Борис Годунов», но нет «Горя от ума»? Мы сейчас ее проходим, классная ведь комедия! Почему нет оперы?». Я говорю: всё поняла, пишу оперу. Моя близкая подруга, музыковед Анна Калинович мгновенно сделала либретто, очень хороший получился текст. Я начала писать с «Куплетов Фамусова и Скалозуба» и «Арии Чацкого», потом что-то меня отвлекло и только через год опять произошла подключка и опера в четырёх картинах продолжительностью 120 минут была написана всего лишь за шесть месяцев, причём сразу в оркестровой партитуре. Это был просто незабываемый для меня опыт, настоящий штурм: я писала везде, между уроками на работе и когда приходила домой.

Мария ФЕДОТОВА

Текст печатается с разрешения газеты «Нижегородские новости»

Фото из личного архива Карины Барас

11:53 18.01.2025 16+
596

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom