12+
Специальная версия

Коррекционные педагоги в детском саду: важно и востребованно

В ноябре отмечаются даты, посвящённые специалистам, чья работа фокусируется на развитии и поддержке психического здоровья, коммуникации детей и взрослых. Это Международный день логопеда – 14 ноября, День психолога – 22 ноября и День дефектолога – последняя суббота ноября (в этом году 30 ноября).

Трудно переоценить значимость этих непростых профессий в жизни общества. Каждый из этих специалистов играет важную роль в жизни человека, помогая ему справляться с трудностями, развиваться и находить своё место в обществе.

 

Сплочённость, взаимопонимание, ответственность

Дети с трудностями развития, так же как и их нормально развивающиеся сверстники, имеют право быть принятыми в детский коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал. Раннее выявление проблем ребёнка уже на уровне дошкольного детства и оказание ему своевременной помощи предотвращают в дальнейшем причины школьной неуспеваемости, неврозы, эмоциональные расстройства.

Коллектив нашего детского сада «Парус» – это сплочённая команда профессионалов и энтузиастов своего дела. Творческий и профессиональный союз единомышленников, владеющих различными навыками и обладающих всевозможными талантами, позволяет создавать условия для гармоничного развития каждого ребёнка.

В МАДОУ «Детский сад № 394» с целью поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации детей работает консультационный центр, группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития, трудятся узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Их совместная работа представляет собой целостную систему диагностики, профилактики и коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка. Каждый специалист отвечает за объём профильной работы и доминирует в своём направлении. Коллективность, сплочённость, взаимопонимание, персональная ответственность участников этого важного процесса, а также комплексный подход дают возможность правильно и тщательно анализировать результаты диагностики, объективно выявлять причины нарушений, намечать пути психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам в условиях детского сада.

Всё начинается с детства. Именно оно определяет «взрослую» жизнь человека. В детстве ребёнок не просто готовится к будущей жизни, он живёт «здесь и сейчас». И именно от нас, взрослых, «специалистов по детству», зависит не только будущая судьба человека, но и его сегодняшняя радость бытия, открытий, общения и творчества. Особенно велико значение детских психологов – генеральных конструкторов детского развития.

 

Специалист со стажем

Екатерина Черняева работает в МАДОУ «Детский сад № 394» двадцать один год, в должности педагога-психолога – пятнадцать лет. Важен широкий диапазон профессиональных действий данного специалиста. Это наблюдение за характером взаимоотношений детей в группе детского сада; индивидуальная работа по диагностике уровня психического развития детей и разработка необходимых методов коррекции; групповая работа с детьми по познавательному, социально-коммуникативному развитию, готовности к обучению в школе;выявление и адресная помощь детям, имеющим трудности в общении.

Большое внимание Екатерина Николаевна уделяет работе с родителями попсихологическому просвещению,формированию их психологической культуры общения с ребёнком. На регулярной основе консультирует родителей (законных представителей) детей, поступающихв детское учреждение, по вопросамадаптации ребёнка к новым условиям жизни,поведенческим трудностям, учебной деятельности и общения. Для этого используются разнообразные формы работы: индивидуальные консультации, специальные занятия, тренинги, родительские собрания, игровые практикумы и другие.

Особенно актуальна на сегодняшний день работа педагога-психолога с воспитателями групп: помощь при затруднениях в налаживании межличностных отношений с детьми, оптимизации эмоционального климата в группе и стиля педагогического взаимодействия, организации мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания педагогических работников.

Е.Н. Черняева говорит: «Работая со всеми субъектами образовательного процесса в дошкольном учреждении, педагог-психолог формирует их психологическую культуру. Формирование психологической культуры определяет решение одной из важнейших задач: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, родителей и воспитателей. Это благоприятный психологический климат в образовательном пространстве детского сада, эмоциональное благополучие во внутреннем мире каждого участника отношений в этом пространстве».

Налаживание конструктивных взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками, их полноценное развитие зависит от развитости коммуникативных умений обучающихся, оптимальности становления их речевых функций.

 

Логопед идёт на помощь

С каждым годом растёт количество детей с речевыми нарушениями, а сами патологии становятся более сложными. Здесь нам на помощь приходят люди очень важной профессии – учителя-логопеды. Логопед – это специалист, который учит правильно говорить (в переводе с греческого: logos – слово, речь; paideia – воспитание, обучение). Именно поэтому наши учителя-логопеды так много уделяют внимания формированию правильной, чистой речи у своих воспитанников.

Екатерина Беганович – педагог с шестнадцатилетним стажем, своё призвание нашла в должности учителя-логопеда. Является профессионалом своего дела, использует холистический подход в коррекции речевых нарушений. Данный подход рассматривает ограничения речевого развития не как локальный дефект, а как нарушение работы всей системы организма. Поэтому работа по коррекции развития каждого ребёнка идёт комплексно и междисциплинарно.

В своей работе Екатерина Владимировна опирается на клиническое мышление, знание анатомии, физиологии и биомеханики. Именно поэтому она регулярно проходит обучение и повышает уровень своего профессионализма, является членом Международной ассоциации специалистов терапевтического тейпирования, членом Междисциплинарной ассоциации миофункциональной терапии и здоровьесберегающих технологий (МДАМФТ).

Екатерина Владимировна рассматривает свою работу как единую взаимообусловленную систему: ребёнок – логопед – воспитатели – родители. И если одно звено выпадает, то и работа значительно затягивается или перестаёт быть продуктивной.  Родители прислушиваются к советам специалиста и выполняют все рекомендации.

Считает свою работу интересной, перспективной, приносящей пользу и моральное удовлетворение учитель-логопед Наталья Индюкова. Данный педагог имеет опыт работы более десяти лет, в профессию пришла осознанно и нисколько не пожалела. Наличие в группе детей, имеющих комплексные нарушения здоровья, познавательного и речевого развития, побудило Наталью Львовну повышать свою квалификацию в должности «учитель-дефектолог».

Наталья Индюкова считает: «Каждый ребёнок индивидуален, важно подружиться и расположить к себе каждого воспитанника, найти тот самый ключик, который позволит затем свободно открыть дверцу познания и коммуникации, будет способствовать позитивной социализации детей в окружающем мире».

Наталья Львовна использует в работе с детьми нейропсихологические игры и упражнения, способствующие эффективной коррекции нарушений речи, памяти, внимания, мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Она использует систему работы по развитию речи и познавательных процессов через гармонизацию межполушарного взаимодействия дошкольников.

Яна Каткова – учитель-логопед, имеет опыт работы в должности больше семи лет. Ещё в школьные годы, оказывая помощь младшей сестре в формировании правильного звукопроизношения, она не предполагала, что судьба приведёт её именно в логопедию. Яна Николаевна отмечает, что работа очень ответственная и непростая, требует постоянного развития в коррекционной и педагогической сферах.

В своей работе данный специалист старается максимально заинтересовать ребёнка в изучении нового материала, раскрыть его характер, повысить уверенность в своих силах. В этом ей помогают игровые формы обучения, превращающие занятия по коррекции речевых нарушений в увлекательную игру.

Исследованиями различных учёных давно доказано, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов, формирует проекцию «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Так, одной из эффективных игровых форм, применяемых Яной Катковой, является разнообразие пальчиковых игр в работе с дошкольниками.

 

Бесценный вклад в будущее

Коррекционные педагоги МАДОУ «Детский сад № 394» любят свою профессию за то, что есть возможность ежедневно соприкасаться с миром детства. Долгожданные первые слова у «ребёнка-молчуна», вовлечение в коллектив застенчивого ребёнка или появление у воспитанника заветного звука «Р» придают им силы и энергию для дальнейшей работы с дошкольниками.

Специалисты МАДОУ «Детский сад № 394» придерживаются мнения, что свободная и чёткая речь, мастерство коммуникации, уверенность в каждом звуке, речь, которая вдохновляет и впечатляет, – это вклад в будущее, завтрашняя успешная жизнь наших детей.

 

Наталья СКОБЕЛЕВА, заведующая МАДОУ «Детский сад № 394»

Наталия ЛЕБЕДЕВА, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 394»

22:45 29.11.2024 16+
599

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom