12+
Специальная версия

Молотобоец Окунев

15 ноября 1899 года, 125 лет назад, родился представитель известной сормовской династии Александр Степанович Окунев (1899–1986).

Вся жизнь Александра Степановича была неразрывно связана с заводом "Красное Сормово", где он проработал более 50 лет, пройдя трудовой путь от молотобойца до заместителя главного конструктора.

Первое его знакомство с заводом состоялось в 1916 году, когда в составе рабочей бригады он в качестве молотобойца был направлен на работы по установке железнодорожного моста. Было ему тогда 16 лет. Желание самому конструировать новую технику, участвовать в процессе её создания вскоре привело юношу в конструкторское бюро: он стал учеником копировщика. После окончания политехнического факультета Нижегородского государственного университета он трудился на разных должностях в Главном техническом бюро завода.

Энергичный и волевой человек, Александр Степанович постоянно работал на ответственных участках. Так, в 1939 году его послали в США закупать для Страны Советов шагающие экскаваторы, мощные землесосы, станочное оборудование. Молодой инженер, понимая всю ответственность порученного дела, строго следил за качеством поступающего оборудования.

В марте 1941 года Окунев получил ответственное назначение на должность главного инженера в Зеленодольск, на строящийся судостроительный завод. Осваиваться времени не было - через три месяца грянула война. На завод начало поступать оборудование эвакуированных предприятий, требующее немедленной установки, чтобы наладить выпуск оборонной продукции. Вместе с группой инженеров "Красного Сормова" проблема была успешно решена.

В сентябре 1941 года Окунев перевёлся на "Красное Сормово». Сутками он не уходил с завода, чтобы поставить на поток выпуск танков Т-34, идущих прямо на фронт. Вместе с главным конструктором пушек Василием Гавриловичем Грабиным и главным конструктором танков Александром Александровичем Морозовым он устанавливал 85-мм пушку в «тридцатьчетвёрку». Именно в эти дни явилось творческое дерзание Александра Окунева. Внедрённые в конструкцию и боевое вооружение танков новшества сделали их лучшими в мире.

Позднее он написал об этом времени в своей книге «Танкостроение на заводе «Красное Сормово».

После войны завод получил большой заказ: срочно пополнить речной флот страны новыми судами. Создаются проекты современных буксиров, ледоколов, землесосов, сухогрузных теплоходов. Александру Степановичу была поручена организация монтажа и сдачи заказчику построенных заводом разборных землесосов в Средней Азии, где ему пришлось столкнуться с басмачеством.

После войны Александр Степанович возглавил разработку плавающего танка. К сожалению, при испытаниях танк затонул, и конструктор чудом избежал репрессий. Вся вина была возложена на Окунева, его вызвали в Москву. По рассказу Александра Степановича, на заседании Политбюро, которое вёл Лаврентий Павлович Берия, сормовича обвинили в обмане государства. Единственным, кто стал на его защиту, был бывший нарком танковой промышленности Вячеслав Александрович Малышев. По его предложению Окунева направили в Челябинск, где он участвовал в создании плавающего танка под руководством Жореса Яковлевича Котина. По воспоминаниям самого Окунева, зарплату ему не платили, но лишь обеспечивали продовольственным пайком. После годичной «ссылки» он вернулся на завод "Красное Сормово".

По воспоминаниям, Александр Степанович был талантливым конструктором и строгим, но справедливым начальником. Он постоянно интересовался всеми техническими новинками, всегда защищал интересы молодых конструкторов, пестовал их и учил. До конца своих дней он сохранил ясность ума и жажду творчества.

Александр Окунев был сормовичом не только по прописке, но и по духу: он любил завод, гордился его людьми и достижениями, называл его своим «воспитателем и учителем». Многое он сделал для того, чтобы жила память о сормовских трудовых традициях. Его перу принадлежат книги и воспоминания о строителях судов, паровых котлов, танков и железнодорожных мостов. В своих трудах "Строительство тепловых двигателей", "Пассажирские, буксирные, сухогрузные суда", "Танкостроение" и многих других он осветил этапы жизни завода.

В Музее истории завода «Красное Сормово» хранится книга А.С. Окунева о мостостроении на заводе и о сормовских мостостроителях.

Александр Окунев принадлежит к династии работников сормовского завода. Его отец, Степан Данилович Окунев, проработал на Сормовском заводе более 40 лет: с 1900 по 1908 год – мастером в мостовом цехе, с 1909-го по 1916-й – монтёром по сборке и установке пролётов на месте строительства мостов, а с 1918-го по 1922 год – монтёром по восстановлению мостов. Тринадцатилетним мальчишкой Александр ездил вместе с отцом в Сибирь, на его глазах сормовичи возводили мост через реку Чулым. А ещё в музее истории завода портреты отца и сына Окуневых смотрят друг на друга со стендов, размещённых на противоположных стенах...

Вехи большого творческого пути Александра Степановича - ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почёта" и многочисленные медали, которых он был удостоен.

По материалам vk.com/wall152147689_740

 

01:24 16.11.2024 16+
351

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom