Газета «Красный сормович» не раз рассказывала о талантливом русском инженере, техническом директоре Сормовского завода Михаиле Глебовиче СУББОТИНЕ (1850–1909), 27 лет жизни и трудов которого были связаны с Сормовом. В 2025 году исполнится 175 лет со дня его рождения, а в ноябре этого года – 115 лет со дня смерти. Сегодня появился ещё один веский повод, чтобы вспомнить о Михаиле Глебовиче Субботине и основанной им династии сормовских инженеров.
Восемнадцатилетний студент Горного института Михаил Субботин писал в своём дневнике: «Вхожу в жизнь… Дай, Боже, мне сил, воли, права называться честным и полезным человеком». Всю жизнь он следовал этому принципу, верой и правдой служил России, умножая её техническую и нравственную культуру.
Субботин был масштабной личностью, широко образованным человеком, он не боялся новейших усовершенствований и всячески способствовал их введению. Имя инженера Субботина тесно связано с электрификацией отечественных заводов. В его время электрификация предприятий и за границей едва начиналась. Субботин сразу понял её значение, и по его настоянию был электрифицирован Сормовский завод. Электрификация была произведена вопреки настояниям американских консультантов и целиком проведена под общим руководством М.Г. Субботина.
Сын уездного врача из Рязанской губернии, Михаил в шесть лет остался круглым сиротой и воспитывался в Московском сиротском Набилковском училище. Благодаря своим способностям и упорству в 1874 году окончил Горный институт. Служил на Пермском артиллерийском заводе, заместителем начальника железнодорожных мастерских Рязанско-Казанской железной дороги, во время русско-турецкой войны добровольцем составлял и сопровождал санитарные поезда из Болгарии с ранеными. В 1882 году Михаил Глебович был командирован на Донбасс для выяснения пригодности донецких углей для железных дорог. Он продвинул вопрос о строительстве новых шахт в Макеевке, которые из частного предприятия превратились в крупное «Русское Донецкое общество». Следующий значительный этап в трудовой биографии М.Г. Субботина – вступление на службу Съезда представителей русских железных дорог, где в качестве секретаря Съезда он проработал 15 лет.
Совершая деловые поездки по России, Михаил Глебович убедился в необходимости интенсивного строительства паровозов и пароходов, особенно на Волге, на Сормовских заводах. В 1892 году он был приглашён главным инженером и техническим директором завода. При его деятельном участии на заводе создавалось обширное паровозостроительное производство, расширялись горячие цехи, была построена первая электростанция мощностью 20 тысяч л.с.
В 1892 году вместе с директором В.В. Воронцовым Михаил Глебович ездил в Бордо и в Лондон, чтобы ознакомиться с судостроением на тамошних верфях.
Сормовский завод увеличил выпуск судов для Волги и Камы, строил канонерки для Амура, нефтеналивные баржи, стальной железнодорожный паром для Байкала, паровую машину для крейсера «Очаков»…
Михаил Глебович любил свою работу, горячо брался за дело, не щадил себя и умер слишком рано, в 1909 году. Выходец из среды русской разночинной интеллигенции, он был человеком глубокой порядочности и неподкупной честности, обладал редкими душевными качествами. Проводить Михаила Глебовича Субботина в последний путь пришли академики, профессора, представители инженерной и студенческой молодёжи. На похоронах в Санкт-Петербурге была и делегация сормовичей. Похоронили его на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры…
У Михаила Глебовича Субботина было шестеро детей – четыре сына и две дочери. Их жизнь убедительно опровергает расхожее мнение о том, что «на детях природа отдыхает».
Так, Алексей Михайлович Субботин был главным металлургом и техническим директором Сормовских заводов. Распоряжением по заводу от 1924 года в память о скончавшемся инженере Субботине, положившем много труда в дело организации металлургии на заводе, металлографической лаборатории было присвоено его имя.
В 1920-е годы Олег Михайлович Субботин трудился на Сормовских заводах в должности помощника заведующего отделом снабжения, затем заведующего сельскохозяйственным отделом. Впоследствии О.М. Субботин работал учёным секретарём Туркменского ботанического института, возглавлял экспедицию в Каракумах.
Сергей Михайлович Субботин также служил на заводе «Красное Сормово» до 1924 года. В дальнейшем был управляющим ленинградского Локомотивснаба.
Горный инженер Игорь Михайлович Субботин работал в сталелитейном цехе завода. Впоследствии заведовал шахтой «Иван» на Донбассе.
Старшая дочь Михаила Глебовича Субботина – Нина Михайловна в период с 1919 по 1924 годы работала в отделе пролеткульта Сормова в должности астронома-наблюдателя, занималась работами по постройке обсерватории, вела астрономический кружок.
В сообществе советских астрономов действительный член Русского астрономического общества Н.М. Субботина была известна как «знаменитый астроном-любитель», её работы, посвящённые астрономии Древнего мира, всё ещё актуальны и часто цитируются в научных монографиях.
Семья Субботиных оставила заметный след в истории Сормовского завода и Сормова.
Но до недавнего времени о месте захоронения основателя этой замечательной династии учёных и горных инженеров было известно только то, что «М.Г. Субботина похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры».
И вот совсем недавно, 10 октября 2024 года, в адрес Музея истории завода «Красное Сормово» пришло письмо от жителя Санкт-Петербурга, в котором сообщалось: «На территории Некрополя мастеров искусств – филиала Музея городской скульптуры (бывшее Тихвинское кладбище) при Александро-Невской Лавре найден памятник М.Г. Субботину. Узнал, что ваш музей собирал материал по этому человеку. Решил сообщить вам эту информацию. Возможно, это дополнит собранный вами материал».
К письму было приложено фото надгробной плиты: видно, что плита была засыпана землёй, поросла травой и практически скрыта от глаз. Как пояснил «любознательный и неравнодушный петербуржец», этот памятник он увидел в «полузакопанном виде», а обнаружили его «в результате проведения садово-парковых работ». На надгробной плите надпись, свидетельствующая, что здесь покоятся муж и жена Субботины:
Надежда Владимировна Субботина
род. 27 дек. 1856, ск. 13 мая 1927
Горный инженер
Михаил Глебович Субботин
сконч. 10 ноября 1909
Разумеется, эта находка не могла оставить нас равнодушными, тем более что могила М.Г. Субботина была обнаружена в нескольких метрах от могилы основателя Сормовского завода Дмитрия Егоровича Бенардаки.
Очень надеемся, что место упокоения замечательного русского человека и талантливого русского инженера будет отмечено памятником, достойным его жизни и трудов во благо России.
Маргарита ФИНЮКОВА
Оставить сообщение: