12+
Специальная версия

Сделано в РСФСР, испытано в Сормове

Фото: Танк «Борец за свободу тов. Ленин» во время испытаний в районе Сормовского завода. Август 1920 года. На фото машина преодолевает стенку (ГАНО)

31 августа 1920 года принято считать датой начала эпохи отечественного танкостроения. В этот день на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание на ходу первого российского танка.

Я "проредил" много-много книг и статей об этом дне, итог — в заметке. Не буду в ней конкретизировать источник каждой детали об испытании, но соединю найденные фрагменты в единый рассказ. Ведь все воспоминания равнозначны, учитывая почти полное отсутствие документов о нужном нам дне. Щедро допустим, что очевидцы не ошибаются, но как бы дополняют мысли друг друга...

ЧТО? ГДЕ?

Итак, 31 августа 1920 года. Сормовичи за пару месяцев сложили из броневых листов Ижорского (или Кулебакского) завода корпус, установили двигатель с итальянского трёхтонного грузовика Fiat, присланный с московского завода АМО, грамотно разместили сделанную в самом Сормове ходовую часть — и вот готов танк «Русский Рено», разумно прозванный «Борец за свободу тов. Ленин». Нужно испытать чудо отечественного автопрома, прежде чем посылать привередливым москвичам!

Первый танк обкатывали на дороге, связывавшей Канавино с Копосовом. Что можно сказать о дороге «Копосово-Канавино»?.. Ну, это не пустырь, определённо! Согласно «Яндекс-карте», маршрут составляет примерно 12,5 километров. Местные жители прекрасно знают, что по крайней мере участок «Копосово-Варя» был густо заселён с середины XIX века. То есть по обеим сторонам дороги стояли одно-двухэтажные деревянные дома. Допускаю, что от Вари до Канавина застройка была уже не такой плотной, но всё равно — там стояли деревни. Рядом проходила активно используемая железная дорога, связывающая рабочее Сормово с тем же Канавиным и шире — Нижним Новгородом. Участок «Копосово - Главная проходная завода» и сейчас в целом тот же, что был в 1920 году, деревянный частный сектор.
31 августа в 1920 году выпало на вторник. Дело было вечером. Многие аборигены, услышав грохот железа и шум двигателя рядом, наверняка высунулись на улицу, чтобы изумиться, увидев вместо привычных телег… это самое. Первый советский танк, в общем. Наверное, только чудом оказавшиеся в числе зрителей ветераны Первой мировой смогли бы пояснить остальным зевакам, что за агрегат до сих пор не очень быстро дефилирует перед их домами.

С другой стороны, местные поголовно были так или иначе связаны с Сормовским заводом и, допускаю, к концу августа уже «перетёрли» все сплетни о странной «шайтан-машинке».

КАК?

Выехал танк из ворот Главной проходной на нынешней улице Баррикад. Есть сведения, что посещал Белое Болото в Копосове. Тогда или сразу от проходной направились туда, или завернули специально на обратном пути — возможности проверить не вижу, но упоминаю об этом.
Двинулись, значит, по улице Коминтерна или параллельной ей в сторону Вари ("по Канавинскому и Балахнинскому шоссейному пути"). Старались не удаляться от железной дороги, чтобы по ней "эвакуировать" танк в случае серьёзной поломки. Для исправления же мелких повреждений за "Рено" следовали подводы с инструментами и запасными частями. Судя по всему, поломка в тот день была: около самой проходной либо "посередине Старой Канавы" заглох мотор — отказал масляный насос. Исправили на месте.
Испытание продолжилось. Для начала переехали бревно, "под гусеницами захрустело". Снова гладкая дорога. В районе бывшей скотобойни (вот где такая стояла?..) танк легко преодолел довольно крутой подъём. Затем — "взял" песчаную гору: "медленно пополз вверх, внезапно замедлил ход, стал пятиться назад, взревел мотором и поднялся". Далее по маршруту в районе станции Варя танк успешно пересëк болото...

Выходит, на испытаниях съезжали с дороги. Слышал, что Сормово в околореволюционную эпоху «было окружено лесами и болотами». Точнее даже, читал об этом в мемуарах местного баррикадного борца. До революции городские партийцы, избегая железки, где дежурили агенты полиции, ходили в Сормово без всякого риска топкими и дремучими путями, «где никакой шпик не решался показаться». Да в принципе «леса и болота» можно увидеть и на подробной для своих лет карты Менде 1850 года.

Учитывая факт проведения основных мелиоративных работ в наших местах только с 1930-х, можно уверенно утверждать, что в 1920-е ландшафт был в целом тот же.

Едут сормовичи дальше, снова покорили небольшую горку. Экипаж морально был готов к подвигу. Родина ждала того же и предоставила мужчинам возможность. То ли у самого посёлка Варя, то ли ближе к бывшей Нижегородской ярмарке стоял "давно брошенный, полусгоревший дом". Водителю поступил приказ направить танк на строение. "Затрещали обгоревшие брёвна, рухнули на танк, остатки головёшек нависли, а потом сползли, осыпав сажей, углями". Переваливаясь с боку на бок, машина переползла через груду развалин. Очередное очко в копилке, но игра не окончена. На пути — овраг, вокруг которого "расстилалось пустынное картофельное поле"...

Я не понимаю, где в 1920-м располагались «картофельные поля» возле современной улицы Коминтерна. Огороды ещё могу представить, «поля» — нет. Хотя… Шла Гражданская война, продовольствия не хватало. Под картошку выделялись совершенно неожиданные по нынешним меркам места. Видел фото блокадного Ленинграда, где зафиксированы грядки прямо возле Исаакиевского собора — в Нижнем Новгороде 1920-х, скорее всего, было примерно так же.

Некоторые очевидцы вспоминали, что танк заруливал в леса, ломал там деревья — значит, точно покидали шоссе (но не уходили шибко далеко от железной дороги). Там где-то и могли быть картофельные поля.
В итоге, "танк перевалил через полуметровую стенку, а потом поднялся по крутому обрыву". Или даже перепрыгнул его, вспоминали и так! Фантазии, конечно, но скрытую за ними гордость мы слышим и спустя столетие.
Из умной технической статьи: "…Для увеличения профильной проходимости при преодолении рвов и эскарпов в его [танка] кормовой части был установлен съёмный кронштейн ("хвост"). Машина преодолевала рвы шириной до 1,8 метра и эскарп высотой 0,6 м, могла пересекать вброд водные преграды глубиной до 0,7 м и валить деревья толщиной до 0,2 - 0,25 м, не опрокидывалась на подъёмах до 38 градусов и при кренах до 28 градусов".

А ПОТОМ?

В первый день испытаний пробы орудия не было, что, разумеется, печалило взрослых мальчишек в танке. Прошли 60 вёрст (около 64 километров, и сие как-то сомнительно) со скоростью 5,5-8 км/час. Верю, действительно на обратном пути заезжали в Копосово — очень уж там хороший рельеф для тестирования маленького танка.

Заметили, насколько идеальным танковым полигоном оказалось Старое Сормово? Пересечённая местность с крутыми подъёмами и спусками, обширные заболоченные участки, близкие леса с подходящими деревьями и другие препятствия. Плохо для жизни, зато хорошо для "оборонки".
Испытатели и танк прибыли на завод уже ночью (при упомянутых скорости и пройденном расстоянии не менее 8 часов накатали?!). Люди радовались, механизм дребезжал. Впереди — ещё полтора месяца "работ над ошибками", долгожданная стрельба из пушки и, наконец, "бета-тестирование" в Москве!

Алексей ГУЛЕВСКИХ

Фото: Маршрут испытаний танка "Борец за свободу тов. Ленин "

Фото: Е.Э. Рубинчик пожимает руку В.И. Ленину на фоне сормовских танков. Фэнтезийная иллюстрация. Художник Маргарита УРЛЯУТ, 2019 год

18:43 11.10.2024 16+
234

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom