На фото: Р-1 – первый советский серийный самолёт для ВВС Красной Армии. Один из них был построен на средства, собранные сормовичами, и носил имя «Красный сормович». 1924 год
Не так давно, начиная экскурсию по Музею истории завода «Красное Сормово», сотрудники музея говорили посетителям, что предприятие по праву называли заводом-универсалом, что сормовичи строили практически всё – от ухвата до атомной подводной лодки. Ну, пожалуй, кроме автомобилей и самолётов…
Не так давно, готовя материалы о производстве на заводе бронетехники, мы обнаружили малоизвестный даже для музейщиков факт. Любой школьник знает, что в годы Гражданской войны сормовичи одевали в броню суда Волжской военной флотилии, превращали в стальные крепости поезда. Оказывается, они одевали в броню ещё и автомобили. А совсем недавно, листая подшивку газеты «Красный сормович» полувековой давности, мы натолкнулись на статью с поразившим нас названием – «Сормовичи строили первые самолёты».
О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ СТАРЫХ ГАЗЕТ
Заводской музей располагает аккуратно собранными и хорошо переплетёнными годовыми комплектами газеты «Красный сормович» – с 1934 года по настоящее время. Практически это летопись нашего района и нашего завода в 90 томах!
И вот в одном из «томов» за 1975 год обнаружилась статья, посвящённая Дню Воздушного флота, который в СССР отмечался ежегодно 18 августа (с 2006 года День Военно-воздушных сил отмечается 12 августа).
Автор статьи «Сормовичи строили первые самолёты» – И. Тихонов-Баландин.
О нём сказано, что он «бывший красноармеец 4-го авиапарка, член КПСС, работал на заводе «Красное Сормово» с 1930 по 1963 гг.». И. Тихонов-Баландин поделился с читателями газеты воспоминаниями о своей юности, которая пришлась на 1920-е годы.
«В период Гражданской войны 1917–1921 гг. Сормовский завод поставлял для Красной Армии многие виды военного снаряжения, – начинает рассказ бывший красноармеец. – Хорошо известно значение завода в формировании Волжской военной флотилии, в строительстве бронепоездов и первых в нашей стране танков. А вот то, что в Гражданскую войну сормовичи участвовали в формировании в нашем городе войсковой части 4-го авиационного парка, – известно не так широко.
С начала Гражданской войны и иностранной интервенции Советское правительство уделяло огромное внимание созданию в Красной Армий боевой авиации»…
ПО РЕШЕНИЮ РЕВВОЕНСОВЕТА
Красная Армия получила в наследство от царской армии около 300 самолётов устаревшей конструкции. Самолётный парк почти не пополнялся. До 1917 года ремонтом самолётов занимались авиационные парки – воинские технические части. Командование Красной Армии принимало все меры к их сохранению.
В 1917 году Реввоенсовет республики перевёл из города Витебска в Нижний Новгород 4-й авиационный парк, так как возникла опасность захвата авиапарка белогвардейскими частями. Выбор Нижнего Новгорода был не случаен. Наш город, с его развитой промышленностью, с мощным костяком индустриальных рабочих, подходил для этого как нельзя лучше – авиапарк мог получить здесь и квалифицированные кадры, и необходимое для мастерских оборудование и материалы.
Сормовский завод помог авиапарку оборудовать электростанцию, выделив для этого двигатель внутреннего сгорания системы «Бронс» в 50 л.с. Мастерские были оснащены электрооборудованием, разнообразными станками.
«Во второй половине 1918 года основная часть мастерских была оборудована и укомплектована кадрами, – пишет И. Тихонов-Баландин. – Авиапарк начал выпускать отремонтированные самолёты, к первой годовщине Октября эшелон с боевыми машинами был отправлен на фронт. Начальником авиапарка был военный лётчик Мячков, его помощником по технической части – инженер Беленький, а с 1920 года – инженер Денисов, политкомиссаром части – т. Калинкин».
«ВСЕ БЫЛИ С СОРМОВСКОГО ЗАВОДА…»
Сложность ремонта самолётов заключалась в том, что в авиапарк поступали машины самых разных конструкций – до шести типов. Тут были и французские «Мораны», и немецкие «Альбатросы», и английские «Ньюпоры». Самолёты имели крупные повреждения: требовалось изготовление новых крыльев, фюзеляжа, рулей управления, пропеллера и др. Нуждались в ремонте и моторы.
Нужны были высококвалифицированные кадры столяров, обойщиков, токарей, слесарей, мотористов, инженеров, а также лётчиков – чтобы восстановить всю эту разнообразную технику, испытать в полёте и отправить частям Красной Армии на фронт.
Конструкторское бюро авиапарка разрабатывало чертежи на вновь поступившие в ремонт самолёты, подбирало и испытывало конструкционные материалы, подвергало их испытанию на прочность. За четыре года нахождения авиапарка в нашем городе конструкторское бюро составило шесть комплектов чертежей на самолёты разных конструкций. Начальник КБ инженер С.М. Русинов, конструкторы И.П. Авдеев, Д.М. Урлин, Велетминский и автор этих воспоминаний – все были с Сормовского завода. Во всех мастерских можно было встретить сормовских рабочих. Так, в механической мастерской старшим мастером был П.С. Фёдоров, работавший до этого мастером в инструментальном цехе завода. Токари М. Глотов, Н. Лукьянов, М. Шеронин, В. Гааге, Сапеллин, Зотов, фрезеровщики И. Ломанов, М. Лаптев и другие – всё это сормовичи. Начальником мастерских был опытный военный летчик В. Хрисанфов, прекрасно знавший все типы самолётов и моторов того времени.
В марте 1918 года Колчак, захватив богатые продовольственные районы Востока страны, начал угрожать Волге. Рабочие механической мастерской авиапарка взяли обязательство работать по 12 часов в смену до полного разгрома Колчака. Их примеру последовали военнослужащие всего авиапарка. С этого времени авиапарк был причислен к Восточному фронту. В январе 1920 года разгром войск Колчака был завершён. Авиапарк был прикреплён сначала к Туркестанскому, а затем к Южному фронту.
НОВЫЙ БИПЛАН ОКАЗАЛСЯ ОЧЕНЬ УДАЧНЫМ
В 1920 году начались недогрузки мастерских, так как старых самолётов для ремонта поступало недостаточно. В этом же году был выпущен первый советский авиационный мотор, и командование авиапарка приняло решение приступить к изготовлению новых самолётов. За образец был принят двухместный биплан с двойным рулевым управлением. Реввоенсовет республики утвердил предложение авиапарка, а конструкторское бюро приступило к срочному изготовлению чертежей. Уже в середине 1921 года авиапарк отправил на фронт первую партию новых машин. Самолёт оказался очень удачным. Он был лёгок в управлении, выполнял фигуры высшего пилотажа, а наличие двойного управления позволяло использовать его в качестве учебной машины.
После окончания Гражданской войны в стране было создано объединение «Промвоздух», в которое вошли все авиационные заводы и авиапарки.
В 1922 году на базе 4-го авиапарка был создан «Ремвоздухзавод» № 2, которому перешла вся материальная часть авиапарка. «Ремвоздухзавод» продолжал выпускать учебные самолёты для авиационных школ.
В НЕБЕ – «КРАСНЫЙ СОРМОВИЧ»!
Нельзя не упомянуть ещё об одном примечательном факте: летом 1924 года в небо над Москвой взмыл самолёт Р-1, на борту которого было начертано гордое имя – «Красный сормович». Средства на строительство этого самолёта были собраны трудовым коллективом завода «Красное Сормово».
С окончанием Гражданской войны в СССР особое внимание было уделено строительству Воздушного Флота. В 1923 году были учреждены Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ) и Российское общество «Добролёт». По их призыву в 1923 году было собрано 3 млн рублей золотом для строительства самолётов, аэродромов, авиационных заводов.
Ещё в 1920–1921 годах группа инженеров под руководством авиаконструктора Н.Н. Поликарпова занялась подготовкой к производству отечественных самолётов. Первый серийный самолёт для Военно-Воздушных Сил Красной Армии – армейский разведчик Р-1. Роль этого одномоторного двухместного биплана в становлении советской авиации необычайна: на его основе практически «из ничего» создавалась авиапромышленность молодого государства. Р-1 являлся самым массовым советским самолётом. Он использовался для разведки, как лёгкий бомбардировщик и штурмовик, для подготовки гражданских и военных лётчиков.
С 1924 года самолёты Р-1 летали уже с советскими моторами М-5. Несколько самолётов Р-1 направились в дальние перелёты – чтобы показать всему миру, что молодая страна Советов уже обладает современной авиацией, и для установления дружественных контактов с нашими соседями. Первый большой перелёт новый самолёт совершил по маршруту Москва – Токио, его вёл лучший лётчик страны, будущий Герой Советского Союза М.М. Громов.
По всей стране начался сбор денег на строительство первой советской эскадрильи. В сжатые сроки на московском ГАЗ №1 были построены и вручены лётчикам первые 19 самолётов. Каждая крылатая машина имела своё название, которое указывало, на средства трудящихся какого города или предприятия она построена. Среди машин 1-й разведывательной авиационной эскадрильи были «Комсомолец Сибири», «Нижегородский рабочий», «Московский коммунальник», «Красный северокавказец», «Красный сормович», «Красное Черноморье», «Донской рабочий». Эту эскадрилью перевели на Дальний Восток. Она принимала участие во всех предвоенных конфликтах и в войне с Японией в 1945 году.
Теперь сотрудники Музея истории завода «Красное Сормово»,начиная экскурсию, могут сказать посетителям, что сормовичи строили надводные суда – пароходы и теплоходы различного назначения (пассажирские, грузовые, дноуглубительные суда и суда промыслового флота, паромы и плавучие краны, суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке); подводные корабли – дизельные и атомные подводные лодки, а также глубоководные аппараты; продукцию для железных дорог – рельсы, мостовые конструкции, паровозы и вагоны; паровые котлы и машины, двигатели внутреннего сгорания; продукцию металлургии – различные сорта железа и стали, проволоку, гвозди, решётки для оград, чугунные колонны и лестницы, гири, болты, гайки, заклёпки; военную продукцию – танки и бронепоезда, пушки и снаряды; драги для золотоносных приисков, зерносушилки, крупозаводы и сепараторы для сельского хозяйства; товары народного потребления: до 1917 года – подковы, плуги, вёдра металлические чайники, ковши, ухваты, керосиновые фонари, кочерги и прочую домашнюю утварь, инструменты, пружины, после 1917 года – топоры и колуны, металлические кровати, посуду из алюминия, сковороды и дверные ручки, пластмассовые тазы и вёдра, крышки для консервирования, шкафы книжные и платяные, а также стиральные машины «Волна» и отопительные котлы «Компакт» и «Русь». Короче говоря, всё. Кроме, наверное, холодильников…
Маргарита ФИНЮКОВА, заместитель директора Музея истории завода ОСК «Красное Сормово»
На фото: Погрузка самолётов Р-1 на железнодорожные платформы
Оставить сообщение: