12+
Специальная версия

ЗАГАДКА ФОТОГРАФИИ ИЗ АРХИВА

Фото: Прибытие делегатов Сормово на пароходе Граф.1908

Во время работы по систематизации архива Музея истории завода «Красное Сормово» внимание сотрудников привлекла фотография, более полувека назад переданная музею Государственным архивом Горьковской области. На обороте фотографии  надпись от руки карандашом: «Приезд  участников международного конгресса в Сормово».

Алексей Павлович МещерскийНа снимке –  широкая река, плоские берега, причаливший к берегу двухпалубный пароход, название которого скрыто пристанью, а на берегу и на борту парохода множество людей.  Какой это год? Что это за пароход? И что это за международный конгресс, участники которого прибыли  именно в Сормово, а не в Нижний Новгород?

Обратили внимание на то, как одеты люди, стоящие группами на берегу: женщины в платках и длинных широких юбках, мужчины – в картузах и рабочих блузах. В толпе выделяются несколько полицейских в белых фуражках – пеших и на лошадях. На палубе парохода – «приличная» публика: мужчины в котелках, дамы в шляпах с перьями. Стало понятно: скорее всего, это начало ХХ века.

Обратились к интернету, который подсказал, что «в течение шести дней, с 19 по 24 мая 1908 года, столица Российской Империи (Санкт-Петербург) принимала XI международный конгресс судоходства. Все его заседания и выставочные экспозиции сосредоточились в огромном здании Консерватории на Театральной площади. Конгресс был удостоен Высочайшего покровительства Государя Императора. Именно этот факт определил размах всех связанных с ним событий – от церемонии открытия до организации поездок делегатов по России. Первым почётным президентом конгресса был Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович».

На Конгрессе было представлено 95 докладов и сообщений по различным вопросам программы, из которых 41 составлен русскими членами Конгресса, и 54 – иностранными членами Конгресса.

В интернете также размещены  десять больших групповых фотографий с XI Международного судоходного конгресса, сделанных петербургским фотографом  Карлом Булла. Среди них – «Первый день Конгресса у Консерватории на Театральной площади. Стоянка извозчиков», «Экскурсия по Волге на пароходе «Граф» и др. На групповом снимке – достаточно крупный план пассажиров на верхней и нижней палубе парохода, а на спасательном круге, висящем на борту, ясно читается слово «Граф».

Фотография, хранящаяся в музее завода, по всей видимости, сделана кем-то из нижегородских фотографов. Аналога ей в интернете не обнаружено. Но есть фотография, сделанная на этом же месте и в этот же день, правда, с несколько иного ракурса. И автор её известен, это знаменитый нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев.

Теперь на музейной фотографии можно сделать абсолютно точную надпись: «Приезд участников XI Международного судоходного конгресса в Сормово. Пароход «Граф». Май 1908 года. Фотограф М.П. Дмитриев».

Николай Дмитриевич МосквинОсталось сказать несколько слов о пароходе «Граф», являвшемся в то время одним из лучших речных пароходов в России. Вот что писал об этом пароходе со стальным корпусом журнал «Русское судоходство» в №8 за 1904 год: «В 1904 году Сормовский завод выпустил большой  двухпалубный грузопассажирский пароход «Граф» для низового плёса Волги,  построенный для астраханской линии общества «По Волге». Сормовские заводы за последнее время сильно развили пароходостроительство, и выпущенные ими пароходы по справедливости считаются лучшими из всех, построенных на русских заводах. Электрическое освещение, паровое отопление даже в четвёртом классе, паротушители и пр. – все эти усовершенствования применены на новом пароходе.

Вся верхняя палуба отведена для кают первого и второго классов. В первом классе 29 мест, во втором – 48. Каюты одно-, двух- и трёхместные, общих нет. Каюты очень просторны и высоки. При том и другом классе – общие столовые, а при первом классе, кроме того, ещё гостиная-салон.

По устройству и удобствам это один из лучших пароходов на Волге».

Пароход «Граф» был построен в те годы, когда предприятием руководил  Алексей Павлович Мещерский (1900–1905). А участников XI Международного  судоходного конгресса принимал уже другой директор завода – Николай Дмитриевич Москвин (1907–1912). При нём в 1908–1909 годах со стапелей сошло на воду 26 судов, а на российские железные дороги поступил новый тип сормовского паровоза марки «С», спроектированного конструкторами завода.

Пассажирам советской России  пароход  «Граф» был известен как   «Усиевич», это имя он получил в  1919 году. «Усиевич»  ходил по Волге до 1986 года, а затем, до середины 1990-х, находился на заводской турбазе на реке Юг и служил для отдыхающих заводчан жилым корпусом на воде.

Маргарита ФИНЮКОВА

Первый день Конгресса у Консерватории на Театральной площади. Стоянка извозчиков

Участники конгресса на крыльце Консерватории. Петербург. 1908 г.

Пароход «Граф» общества «По Волге». 1904 г.

10:19 06.07.2024 16+
871

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom