12+
Специальная версия

22 ИЮНЯ 1941-ГО. СОРМОВО

Фото: Из личного архива Ю. Пулина. Надпись на обороте: 22 июня 1941 г.

Данная статья - посвящение тем, кто хранит память о прошлом и делится воспоминаниями, дополняя историю района, города, страны.

22 июня 1941 года — очередной день, разделивший жизнь моей Родины на До и После. Много подобных дат было в истории России, но эта самая трагическая, а потому эмоционально притягательная. Спустя десятилетия боль забывается, любопытство же обратно пропорционально возрастает. Что чувствовали люди, узнав о начале войны? Какие именно планы война оборвала? Насколько ярко светило солнце в момент объявления о начале войны? А ведь любопытство в союзе с незнанием рождает мифы, но не истину...

Итак, завершили обязательную лирику, переходим к исторической прозе.

 

ФОТОГРАФИЯ ИЗ ЧАСТНОГО АРХИВА

Альфред Марков, Сормово, 1949—1950 гг. Не каждый городской район, да и не всякий город имеют фото, сделанные в день начала войны. У москвичей вот есть. Похоже, и у сормовичей!

Старожил Николай Васильевич Новиков в 1990-х годах в личном архиве Ю. Пулина нашёл фотографию невысокого качества с надписью на обороте: "22 июня 1941 г.". На снимке отчётливо видны едущие по улице Коминтерна мимо "дома стахановцев" и "старого дома пионеров" мотоциклисты, приветствующая их толпа. Однозначно мотопробег. Деталей создания фотографии память не сохранила.

Всегда приятно, когда данные исторических источников совпадают. Здесь как раз такой случай. В газете "Горьковская коммуна" от 1941 года упоминается мотокросс, состоявшийся 22 июня!
Читаем анонс мероприятия:

"В ознаменование 4-й годовщины исторического перелёта Москва - Северный полюс - Америка, совершённого героями Советского Союза Чкаловым, Байдуковым и Беляковым, 22 июня Горьковским автомотоклубом проводится традиционный большой мотоциклетный кросс на переходящий приз имени В.П. Чкалова, по маршруту Чкаловск - Горький.

Около 45 мотоциклистов в этом году будут оспаривать классные места. Участвуют сильнейшие команды спортивных обществ города: "Торпедо", "Динамо", завода имени Орджоникидзе, "Водник", "Буревестник" и другие.

Финиш — на Советской площади города Горького.

На месте старта — родине великого лётчика — в этот день организуется массовый народный праздник трудящихся Чкаловского района".

24 июня горьковские газеты опубликовали отчёт об уже состоявшемся мероприятии. Начавшаяся война добавила пафосных ноток и победной риторики в по сути сугубо спортивный отчёт. Я приведу его из "Горьковской коммуны" почти полностью, потому как важно для дальнейших мыслей по теме:
"Участники традиционного мотокросса имени В.П. Чкалова по маршруту Чкаловск - Горький были в сборе. И когда судьи заняли свои места и всё было подготовлено к отдаче старта, — радио принесло весть о наглом нападении фашистских бандитов на советские рубежи.

На большом зелёном лугу собрались земляки Валерия Павловича. С яркой речью выступил главный судья кросса тов. Скугарев.

— Советский Союз, — говорит он, — не потерпит фашистских бандитов на своей территории и не даст безнаказанно бомбить наши города. На предательский удар обнаглевших фашистов гордые сталинские соколы, такие же отважные и мужественные, каким был Валерий Павлович Чкалов, ответят врагу сокрушительным ударом.

Заключительные слова тов. Скугарева: "За большевистскую партию, за того, кто ведёт нашу Родину к победе, — за нашего родного Сталина!" — тонут в буре овации.

По окончании митинга был дан старт участникам мотокросса. Любимый спортивный праздник чкаловцев и горьковчан вылился в патриотическую демонстрацию боевой готовности физкультурников к защите священных рубежей. Никогда ещё соревнования не проходили так чётко и организованно. Ежеминутно со старта уходили всё новые и новые мотоциклисты. У последнего на груди — номер 46.

Кросс оказался очень трудным: 82 километра пути проходили по размытой дождём дороге.
Первым через 1 час 32 минуты 50 секунд финишировал на Советской площади преподаватель автозаводского автоклуба тов. Ширшов. Вслед за ним закончил дистанцию представитель спортивного общества "Учитель" тов. Горбачов. На третьем месте — автозаводец Синегубкин. Командное первенство выиграла команда общества "Торпедо".

Соревнования закончились. Они показали, что горьковские мотоциклисты в любой момент сумеют сменить спортивную кроссовую дистанцию на боевую, смогут стать отличными разведчиками и в любых условиях точно и в срок выполнить любую боевую задачу".

 

ВОСПОМИНАНИЯ — ДОРОГОЙ ДАР

Альфред Александрович Марков, Санкт-Петербург, 2022 годВ заметке от 24 июня чётко отражено, что о начале войны гонщики узнали ещё в Чкаловске перед стартом, как и вся страна, выходит, и зрители мотокросса, само собой. То есть ехали мотоциклисты напряжённые и грустные, и им вдоль дорог махали такие же опечаленные граждане. И сормовичи, само собой. В принципе, почему бы и нет: интересное зрелище может затмить любую неприятность…

Судьбе было угодно сохранить для потомков воспоминания очевидца о 22 июня 1941 года. Многократно испытанный, проверенный другими источниками по самым разным вопросам из истории Сормова, он ни разу не подводил. Альфред Александрович Марков, 1935 года рождения, жил в доме № 270 по улице Коминтерна (в доме Плечковых, сразу за памятником В.И. Ленину). Мысли его были записаны в 2022 году, до обнародования фото Ю. Пулина, и они бесценны для сормовичей:

«В воскресенье 22 июня на улице Коминтерна проходили соревнования мотогонщиков. На тротуарах с обеих сторон улицы стояли толпы болельщиков, по радиотранслятору комментатор бодро пересказывал происходящее... Мы, мальчишки, конечно же, были в центре событий, с восторженными криками наблюдая за гонкой. И вдруг трансляция неожиданно прервалась, следом постепенно утихла и толпа, в относительной тишине раздался тревожный звук метронома. Соревнования остановили. И все собравшиеся услышали: «Внимание, говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение. Сегодня в 4 часа утра....» "Матюгальник" висел на столбе напротив первого дома от переезда. Забыл фамилию хозяев…»

Слова Альфреда Александровича подтверждаются случайным источником с сайта «Я помню».  Юрий Михайлович Лукоянов, 1926 года рождения (воспоминания опубликованы в 2019 году): «...В те годы мы жили пацанами на Комсомольском, который местные называли «Шанхай»... День начала войны я хорошо запомнил, это — да. Это произошло в воскресенье, в солнечный день. С Чкаловска шли дети, ехали мотоциклы с колясками и везли какие-то знамёна. В то время как раз, как выяснилось, проходил пробег Чкаловск - Горький. Его участников вышли встречать не только сормовские, но и почти все жители города. По всему чувствовалось, что на улице — праздник. И вдруг по всему городу стали развешивать такие, знаете ли, картонные репродукторы, в том числе и по всему Сормову. А народ у нас вовсю гуляет по «Коминтерну». И вдруг все мы слышим выступление Молотова о том, что Германия без объявления войны наступает на нас, бомбит Киев и Белоруссию. Рядом, как я понимаю, стояли и всё слушали офицеры, находившиеся в запасе. Женщины заплакали...»

Вот. А газета «говорит», что узнали перед стартом… Обычно, выбирая между зафиксированными через 80 лет мыслями и противоречащими им словами в печатном источнике от времени события, бескомпромиссно доверяют второму. Здесь же я «поставлю» на Альфреда Александровича и Юрия Михайловича. Корреспондент мог соврать для придания заметке большей пафосности. Конечно, обманывать читателей всего через два дня после случившегося на глазах тысяч свидетелей кажется неразумным, но, возможно, я в принципе первый, кто обратил на эту мелкую ложь внимание.
Дополняем картину рассказом С. Бульковой, проживавшей в 1941 году на улице Коминтерна около памятника В.И. Ленину. Мысли записаны в июле 1997 года, на момент событий рассказчику было около 10 лет. «...В это утро я со школьной подругой Мирой играла в "чижик". По радио объявили, что будет правительственное сообщение. Появилось нехорошее предчувствие. Днём мы слушали радио. На углу улиц Баррикад и Коминтерна был установлен громкоговоритель. Собралось много народу, и все молча слушали Молотова - о вероломном нападении на нашу страну гитлеровской армии».

Ещё. Николай Семёнович Сухонин в 1941-м был подростком, его слова записаны в 2006 году: «22 июня 1941 года, в воскресенье, мы с друзьями приехали из-за Волги и увидели в центре Сормова огромную толпу. «Началась война», — ответили нам. Люди возле уличных репродукторов ждали выступления В.М. Молотова. Он сообщил о внезапном вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Все, от мала до велика, испытывали в этот момент одни и те же чувства: великую тревогу и озабоченность. Но растерянности не было».

Альфред Александрович заявляет однозначно и бесповоротно: о начале войны люди узнали именно в процессе проезда участников мотокросса, потому что после объявления люди начали быстро расходиться по домам. Ему показали фотографию из архива Ю. Пулина (замечу, без её описания). И Альфред Александрович сразу сказал, что это за день и что за мероприятие, но уточнил: "Мы-то возле памятника Ленину стояли и смотрели, а это возле Дома пионеров". Помнит, что, когда он после завтрака вышел гулять, мотоциклисты уже «ехали по Коминтерке». Ехали они толпой или разрозненно — не помнит, так как не стоял в толпе, а бегал с колесом вдоль улицы и только время от времени подбегал к проезжей части, когда слышал звуки приближающихся мотоциклов. После выступления Молотова он тоже побежал домой, и не может сказать, как долго после этого ещё ехали (или уже не ехали) мотоциклисты.

 

ПОТОМКИ ВСЁ ЖЕ СОМНЕВАЮТСЯ

Дальше я прибегну к перечислению фактов. Они, на первый взгляд, безжалостно нарушают порядок событий, кропотливо собранный и озвученный ранее, но я готов рискнуть...

Из газеты «Автогигант» от 21 июня 1941 года: «Старт будет дан в Чкаловске в 14 часов. Технический финиш — в Сормовском районе и торжественный финиш на Советской площади. Дистанция от старта и до торжественного финиша - 100 километров».

Из газеты «Рабочая Балахна» от 21 июня 1941 года: «...Гонки будут проходить с 2 часов дня до 6 часов вечера. Машины пойдут без остановки...» Далее граждан просят не загромождать дороги по маршруту, ведь «это поможет избежать неприятностей и добиться хороших результатов гонок».
Снова из «Рабочей Балахны», но от 20 июня. Исполком Балахнинского городского Совета депутатов трудящихся публикует распоряжение, в котором есть строчки: «Ввиду проводимого мотопробега Чкаловск - Горький. 22 июня сего года, с 12 часов до 19 часов...». Здесь раздвигают временные границы мероприятия. Может, и простая чиновничья перестраховка. Может, может...

Из газеты «Сталинский путь» (чкаловская «районка») от 20 июня 1941 года: «...В 12 ч дня у дер. Керботово состоится митинг трудящихся. Затем начнётся парад участников мотокросса и показательные выступления мотоциклистов. В 2 ч дня им будет дан старт по маршруту Чкаловск - Горький...»

На фотографии из архива Ю. Пулина мы наблюдаем парад, но не соревнование гонщиков. Флаги, не скоростные мотоциклы. Даже ощущается некая неторопливость, размеренность движения техники.
Далее. В.М. Молотов вышел в эфир с обращением о начале войны в 12.15  по московскому времени. Поскольку город Горький в 1941-м находился в другом часовом поясе (Москва +1), речь там и в окрестностях услышали в 13.15 по местному времени. А старт мотокроссу, напомню, планировали дать не раньше 14 часов по местному времени... Митинг в Чкаловске, «накачавший» гонщиков перед стартом, таким образом, несомненно был.

Усугубляет и следующее: «...Левитан подошёл к микрофону в одиннадцать часов [в Горьком и Сормове было 12 часов дня]: «Внимание, говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза. В двенадцать часов будет передано важное правительственное сообщение». Он повторял эту фразу в течение часа – нервы у всех были на пределе. Наконец, в двенадцать часов раздался голос Молотова. Он слегка заикался. И все услышали страшные слова: «…бомбили наши города Киев, Минск, Белосток…». То есть уже в 12 часов по местному времени, за 2 часа до старта в Чкаловске, люди по маршруту и в Сормове могли узнать о грядущей важной речи, увидеть, как начали вешать репродукторы, и даже частично разойтись по домам.

 

ПОТОМКИ СОПОСТАВЛЯЮТ И БЛАГОДАРЯТ

Звучит почти чудесно, но весь поток мыслей выше можно объединить в непротиворечивый сюжет.
В 12 часов по местному времени (11 часов в Москве) в Чкаловске начинается «парад участников мотокросса» (согласно газете «Сталинский путь»). Мы знаем, что предки могли и умели устраивать шоу даже в небогатую эпоху 1930-х. Ведь собираться только ради того, чтоб тебя наскоро обдали пылью 46 мотоциклов — предсказуемо скучно.

Около 13 часов по местному времени (12 часов в Москве) по улице Коминтерна из Чкаловска (вспоминаем и «Рабочую Балахну» от 20 июня) «ехали мотоциклы с колясками и везли какие-то знамёна» (согласно Ю.М. Лукоянову). Известно время финиша на Советской площади победителя пробега (за полтора часа домчался из Чкаловска), поэтому искренне допускаю, что более медленные «парадные» мотоциклисты могли доехать до Сормова за час с небольшим. И в это время начинают вешать репродукторы, «грузить» народ, который покидает улицу. Самих гонщиков, которые ещё только митингуют в Чкаловске, большинство сормовичей уже не встречает. Мотоциклисты, суровые и решительные, проезжают по почти пустому маршруту, в том числе по улице Коминтерна, и финишируют примерно в 15.30-16.00 по местному времени на площади Советской, где попадают на ещё один, более многолюдный и статусный митинг.

В итоге мы имеем логично аргументированную фотографию, запечатлевшую Сормово во время объявления Великой Отечественной войны. А ещё убеждаемся, что воспоминания очевидцев о том дне в целом верны. Повторю, это выгодно отличает наше Сормово от большинства регионов бывшего СССР.

Алексей ГУЛЕВСКИХ

21:59 21.06.2024 16+
1007

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom