12+
Специальная версия

Как строили Сормовский Дворец культуры

Фото: "Нижегородская коммуна", февраль 1928 года. Проект будущего СДК

Я пишу эту заметку, а редакция публикует её исключительно с целью помочь будущим историкам Сормова, потому как для современных и будущих обывателей материал в ней совершенно бесполезен и даже вреден, ведь он не обрисует яснее и ярче картину прошлого, а лишь загрузит мозг лишними мелочами.

Фото: "Нижегородская коммуна", 21 сентября 1929 года. Не "Культуры", но "Труда"

Фото: "Красный сормович", июль 1940 года. Точное время смены "Дом" на "Дворец"

Ну хорошо, назовём их не "мелочами", но "деталями". Тогда с чистой душой предлагаем вам детали о создании Сормовского Дворца культуры имени И.В. Сталина, почёрпнутые мной из старых газет.
В сети этих сведений пока не было, в литературе о Сормове — тоже.

Кирпич от Данилыча
Открыли СДК 1 мая 1930 года — данная информация открытая, часто публикуемая. Заложили же Дворец осенью 1927 года. Вот кому из нормальных людей это будет интересно?.. (тоскливо задумываюсь).
Из заметки "Нижегородской коммуны" от 1 мая 1930 года:

"В октябрьские дни 1927 года немногие из сормовичей пошли тогда на Дарьинское поле открывать свой будущий Дворец Культуры. Да и не тянуло. В то время, 6 октября 1927 года, это поле представляло из себя сплошную пелену снега, утыканную кое-где кустарником мелкой поросли. Лишь в середине чернела тёмная яма.

Чёрной стеной рабочих закрылись белые дали Дарьинского поля. Сормовский каменщик Данилыч протянул первый, лёгкий от мороза, белый кирпич предгубисполкома тов. Муралову.

Закладываем, — вздохнула чёрная стена сзади, тесно сгрудившаяся вокруг ямы.

Один за другим мелькали первые кирпичи в руках у представителей местных и губернских общественных организаций.

Блестящими глазами Данилыч следил за движениями товарищей, закладывающих Рабочий Дворец".

На самом деле, интересно же, что земля под СДК и возле в 1920-е годы называлась "Дарьинским полем". Будущий близко расположенный ко Дворцу Сормовский парк, кстати, в 1930-е будет разбит в "Дарьинском лесу".
Лично для меня звучит чуть смешно, но проект здания утвердили уже после его закладки. Торопились к 10-летию Революции — понять можно, осуждать не стоит категорически.

Из заметки "Нижегородской коммуны" от февраля 1928 года:
"На днях окончательно утверждён проект "Дворца Культуры" в Сормове. Проект составлен инженерами: Новиковым, Мичуриным и Чистовым.
"Дворец Культуры" займёт площадь в 3803,48 кв. метра; объём здания 47 821 куб. метр.

Во "Дворце Культуры" будут следующие помещения: театральный зал (партер и два яруса), вместимостью 1200 чел., с большой сценой; малый зал с эстрадой для собраний на 300 чел.; зал физкультуры на 75 чел.
Третья часть здания будет отведена под клуб со столовой и буфетом на 100 чел. В клубе будет читальный зал на 90-100 чел. с книгохранилищем на 10 000 томов и 15 комнат размером от 30 до 100 кв. метров для кружковых занятий.

Сейчас усиленным темпом ведётся заготовка материалов на постройку. Кирпича заготовлено 60 проц. для текущего строительного сезона, цемент и известь заготовлены полностью.

Строительные работы намечено начать в конце апреля, причём на строительстве сразу же будет занято 400 чел. Рабочих".
Предлагаю обратить внимание на фамилии упомянутых инженеров-архитекторов. "Официальный список" с популярных сайтов выглядит несколько иначе: Е.М. Мичурин, А.Н. Полтанов, С.А. Новиков. Некоторые вроде как исследователи не стесняются называть автором и архитектора Сергея Михайловича Иванова, который в Сормове проектировал универмаг на улице Коминтерна, "Красный квартал" на Коминтерна же и даже стадион "Труд". Воздержусь здесь от категоричных комментариев, но доверия к газете времён постройки всё же больше, чем к мнению современных нам сайтов.

Дворец культуры или труда?
Из заметки "Нижегородской коммуны", январь 1928 года:
"Закладка "Дворца Труда" в Сормове была произведена в дни Октябрьских торжеств. Работы по постройке начнутся с весны. Постройка будет закончена в два сезона. Строительные работы сданы стройконторе. Проект и смета составлены. Стоимость постройки обойдётся в 1120 т. р. Материал частично заготовлен. Ввиду того, что около 400 т. р. на постройку не хватает (сейчас имеется 630 т. р.), Сормовский Горсовет решил поднять вопрос по линии союза металлистов и химиков перед СНК об отпуске недостающихсредств".

Что важно здесь? А в заметке много важного, на самом-то деле! "В два сезона" — это предки, как мы сейчас понимаем, загадали немного оптимистично, и всё равно не будем занудствовать: быстро сдали такую махину, с опозданием, но очень аккуратным.

Сконцентрирую же вас на мысли, что журналисты вплоть до открытия называли Дворец то в честь "Культуры", то "Труда". Предположу, что современники просто не зацикливались на имени даже знакового объекта, ведь изменить его в тех исторических реалиях всегда можно было быстро, непринуждённо, привычно. Диапазон потенциальных адресатов и общих пролетарских терминов сформирован солидный. Итоговый выбор "Культуры" понятен. В Нижнем Новгороде уже стоял "Дворец Труда" (нынешняя Большая Покровская, 1), бывший Дом городской думы. С конца 1919 года в здании поселились профсоюзные организации. Так понимаю, что здесь слово "Труд" в названии прямо намекает именно на суть профессиональных союзов. В 1929 году Сормово становится частью Нижнего Новгорода. Сей факт наверняка породил мысль о возможной путанице, которая возникнет в головах нижегородцев от наличия в одном городе двух монументальных "Дворцов Труда" — пусть же сормовский зовётся "Культуры", тем более профсоюзов там не будет.

Давайте и тему денег затронем... Очень скользкая тема, не хочу её даже касаться (и не могу, и не знаю того, кто непротиворечиво мог бы), но попробую. Постройку будущего СДК оценили в 1120 тысяч рублей (запишем полностью: 1 120 000 рублей). Много это или неприлично много? Померим же нашего "удава" в понятных лично мне "попугаях" — танках БТ-2. Вроде как это второй по массовости в довоенном СССР оперативный танк, значит, стране он точно был тогда нужен, с удовольствием потратили бы на него деньги, если б не рабочее Сормово со своей мещанской нуждой во "Дворце культуры"! Танк БТ-2 1932 года выпуска стоил примерно 93 000 рублей. Значит, вместо СДК могли построить всего 12 танков. Нет, не пробил наш Дворец гигантскую брешь в обороне пролетарского государства, однозначно. Всё, тему денег достойно разобрали.

«Общественность требует...»
Откроем заметки «Нижегородской коммуны» от мая и лета 1928 года:
"...Сормово может остаться без каменщиков. В этом году в Сормове развернётся большое каменное строительство: РИК строит каменные дома на сумму в 600 тыс. рублей, «Красное Сормово» — на 425 тыс. рублей, будет строиться громадный «Дворец Труда», каменная школа, венерологический диспансер и др. Но всё дело в том, что строительные организации замедлили с началом строительства. До сих пор только РИК да строительство Гомзы начали работу по постройке каменных домов.
Каменщики, не желая терять драгоценного времени, начали разъезжаться в другие районы, главным образом в Растяпино, частью же за пределы губернии (Иваново-Вознесенскую губ., Кавказ, Туркестан). Через несколько времени останется в Сормове «выбой» — каменщики низшего разряда, которых и придётся вербовать на постройку «Дворца Труда» и строительство Губздрава..."

Звучит грустно, ведь нашу махину складывал "третий сорт не брак". В 1920—1930-х касту неместных строителей на Нижегородчине величали "сезонниками". Нет, не так: sezonniki. Ведь это были серьёзные, знающие себе цену мужики, считаться с которыми приходилось и милиции, и профсоюзам. Ну, или перед нами аналог нынешних гастарбайтеров из Средней Азии, готовых работать за еду, крышу над головой и иллюзорную возможность отправить сбережённую копеечку на родину... Информация, найденная о сезонниках в газетах, слишком скудна для уверенных выводов. В общем, в постройке СДК принимал участие весь нижегородский край, остановимся пока на этой безобидной мысли.

Из заметки "Нижегородской коммуны" от осени 1929 года:
"Сормовский "Дворец Культуры" должен быть открыт к 12-й годовщине Октября. Между тем большим тормозом является: задержка "Красным Сормовом" заказа на оконные и дверные колодки, а также медленный темп работы Мосстроя, взявшего на себя заказ на устройство водопровода во "Дворце". Сормовский РИК возбудил ходатайство перед заводоуправлением "Красного Сормова" о срочном изготовлении заказа. Мосстрою поставлено вусловие, что в случае невыполнения работ к сроку им оплачиваются все простои".

Да, не успели. Нет, снова не осуждаем.
Из объявления в "Нижегородской коммуне" от 21 сентября 1929 года:
"Требуется 20 человек паркетчиков на постройку Сормовского Дворца Труда.
За справками и с предложениями обращаться в Стройконтору НКСНХ.
Н.-Новгород, Кооперативная, 6 — Бюро найма, тов. Пименову".
Допускаю, пригодиться может и подобная информация. Кому-нибудь когда-нибудь.

Читаем "Нижегородскую коммуну" за 12 марта 1930 года.
В ней "общественность требует" закончить стройку будущего СДК. Она ведь и так уже минимум на полгода задержалась. "Совнарком РСФСР признал необходимым, чтобы сормовский Дворец Культуры был построен в течение текущего строительного сезона. Расходы по постройке Дворца Культуры в значительной мере должен будет взять на себя Нижегородский Крайисполком".

Видимо, знали, что успеют к маю, потому и "требовали" в газете: строители справедливо пристыжены и больше не посмеют игнорировать разумные сроки, влияние народа ярко продемонстрировано народу же.

Как дом стал дворцом?
Из заметки "Красного сормовича" от 28 апреля 1930 года:
"1 мая сормовичи отмечают огромным вкладом в культурную сокровищницу Советского Союза — открытием Дома Культуры...

Нужно с первых же дней своей работы доказать, что Дом Культуры действительно является штабом культурной революции района, открыть поход за ликвидацию прорыва к XVI съезду партии и показать, что он сумеет мобилизовать массы не только на ликвидацию прорыва промфинплана, но и на его перевыполнение".

Искренне улыбаюсь, когда читаю в старых газетах казённую лирику. Современная казёнщина вот не так счастливит меня. Наверное, раньше буквы были "зеленее и голубее".

Дарю вам и себе ещё дольку счастья. Из заметки "Нижегородской коммуны от 1 мая 1930 года:

"...Рабочие Сормова, упорно боритесь за промфинплан, боритесь с культурной отсталостью, превратите ваш Дворец в истинного могильщика невежества, темноты и отсталости; превратите его культурную деятельность в спутника борьбы за социалистическую революцию.
Привет открывающемуся Дворцу — детищу Октября!
Привет передовому пролетарскому отряду — рабочим-сормовичам!"

Ой!.. Да, именно "ой", потому что иногда даже такой очевидный факт, как дата открытия, в реалиях СССР имеет минимум два пласта. Из "Красного сормовича" от 15 марта 1939 года: "...И 1 мая 1932 года [повторю: 1932-го] хозяева здания — трудящиеся Сормова вошли в свой дворец, чтобы принять и ощутить всё его величие…" Или опечатка, или в 1930 году открыли поспешно, для отчётности, а потом два года СДК доводили до кондиции.

И напоследок делюсь непустяцким наблюдением. В газетах, на подписях к фотографиям, может, и в документах 1930-х годов букву "Д" в аббревиатуре "СДК" толковали и как "Дворец" (редко), и как "Дом" (чаще). Усугублю! На центральном фасаде в день открытия большими буквами красуется надпись "Дом культуры имени Сталина".

С начала 1940-х — в печати только как "Дворец". Про фасад пока промолчу: у нас в копилке мало точно датированных фотографий.

Приму позу серьёзного краеведа и порассуждаю о подоплёке этой не Проблемы, но всё-таки Вопроса. В 1934—1935 годах в здании бывшего Второго Общественного собрания в Центре Сормова открылся ДДК (Детский Дом культуры). Около 1939 года он был переименован в "Сормовский Дом пионеров имени П. Заломова" (газеты до 1941 года точно чаще называли всё же как "Дом пионеров и школьников", без упоминания тов. Заломова). Будь я менее усерден и более самоуверен, заявил бы, что с 1935 года примерно даже самым упёртым журналистам было неловко называть большое и малое близко стоящие культурные здания одинаковым словом "дом". Поэтому большой СДК навсегда в печати и стал "Дворцом". Разумно и вроде мотивированно... Но лучше всё же покопаться ещё в сормовской прессе!

В июле 1940 года в Сормово с гастролями приезжает орденоносный Московский Малый театр. В СДК планируется 4, 5, 6, 7, 8 и 11 июля дать шесть спектаклей. Из анонса от 2 июля: "Приезда в Сормово артистов ордена Ленина Малого Академического Театратрудящиеся района ожидают с большим нетерпением... Эта встреча с артистами останется в памяти сормовичей знаменательной, славной датой".

И вот 4, 5 и 6 июля спектакли "Бешеные деньги", "Ревизор" и "Лес" с аншлагом проходят ещё в "Доме культуры", а снова "Лес" 7 июля идёт уже во "Дворце". Причём в газетах ни полстрочки о переименовании площадки не написано, хотя отчёты о спектаклях публикуются каждый день. В уста актёров и чиновников журналисты смело вставляют "Дворец" там, где ещё вчера так же привычно звучало "Дом". Так буднично перелистнули страничку Истории. Домыслю за предков: поздно спохватились и уже "на переправе" поднимали статус сцены, ведь гости были нерядовые. Разумно и аргументированно.

Алексей ГУЛЕВСКИХ

Фото1: "Нижегородская коммуна", февраль 1928 года. Проект будущего СДК

Фото2: "Нижегородская коммуна", 21 сентября 1929 года. Не "Культуры", но "Труда"

Фото3: "Красный сормович", июль 1940 года. Точное время смены "Дом" на "Дворец"

21:01 14.06.2024 16+
1775

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom