(Продолжение. Первая часть материала)
ПЕРЕЕЗД ВТОРОЙ: ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ
На Канавной базар был не долго. "Почва начала садиться, стали образовываться болота и трясины, но главным образом опасность видели в скученности построек в пожарном отношении".
Детали знаем из заметки от февраля 1905 года:
"...Арендатор заключил условие с крестьянским обществом за триста рублей в год пользоваться улицей для торговли с так называемых "полков" зеленью, мясом и прочим..." Из-за халатности посредине улицы в два ряда выросли не "полки", которые можно всегда убрать и в случае пожара таким образом освободить улицу, а самые настоящие лавки с "теплушками", которые "отапливаются лампами" и с керосиновыми кухнями, "в которых прорезаны отверстия для вывода самоварных труб и в которых уже и начинались пожары, случайно впрочем не разросшиеся". "В результате на застроенной улице нельзя разъехаться и двум лошадям. Улицы представляют из себя замысловатые траншеи".
Ещё, завершая тему "Канавного базара", читаем в заметке от июля 1904 года: "...Но и эта местность для базара комиссией признана неудобной, так как находится в узкой улице, где между рядами настроенных лавок возможен проезд лишь одной телеге, а дорога вдоль базара настолько грязна, что хорошая лошадь с большим трудом везёт пустую телегу. Во многих местах под навесами лавок стоят лужи зелёной воды, издающей зловоние..."
Принимая во внимание вышеизложенные неудобства, решили снова переехать. "Таким удобным местом оказались сормовские пески около кладбища, куда в прошлом году [1905-м] и перенесён базар".
Заметки иногда радуют нас деталями. Из такой вот "детальной" от июля 1904 года: "22 июня происходил осмотр намеченной под новый базар местности особой комиссией, при участии санитарного врача г. Баженова и члена балахнинской земской управы г. Селезнева. Отведённое под базар место прилегает к южной стороне Сормова и представляет собою неправильный четырёхугольник длиною в 160 саженей [примерно 340 метров] и шириною до 100 саженей [примерно 210 метров]. С двух сторон площадь граничит с двумя кладбищами — православным и старообрядческим. По осмотре, местность эта признана комиссией сухою, обширною для большого базара и удовлетворительной в санитарном отношении. При этом комиссия поставила условием, чтобы новое место до открытия на нём базара было выровнено, бугры сняты, низины засыпаны, место для главной проезжей дороги вымощено или же утрамбовано каким-либо другим способом".
Беда с сормовскими кладбищами... Сейчас достоверно установить их наличие и тем более границы почти не представляется возможным. Видите, в заметке пишется о двух кладбищах около современного Сормовского рынка. Мы же слышали лишь об одном старообрядческом, на месте нынешней кондитерской фабрики. Лишь его и отмечу на схеме, чтоб лишний раз не обмануть будущих исследователей.
Опять-таки вспоминает старожил: "Моя прабабушка (1899 г.р.) жила всю жизнь в своём доме на улице Баррикад. Рассказывала, что когда-то рынок был на Пятаке, «в центре». Видела ли она это сама – не знаю. Думаю, вряд ли. Про тот базар она говорила, что там продавалось много деревянного — мебель и игрушки упоминала. Нас интересовали игрушки, и она называла их «катьки» и «солдатики». Но на Большой дороге, мол, это мешало проезду и «ходу солдат», поэтому рынок перенесли с дороги к кладбищу «на пески», то есть к нынешней кондитерской фабрике. Точное время не называла, и я не назову..."
Новое место тоже оказалось с подвохом... "...В сыпучем песке базарной "Сахары" вязнут ноги, и покупатели теряют всякую охоту к путешествию на базар..." "...Всего только два небольших колодца обслуживают громадную площадь, плотно застроенную, по большей части, досчатыми клетушками". К тому же "в некоторых палатках прямо за перегородкой устроены русские печи".
Из заметки от июля 1906 года: "...Вчера, около 5 часов дня, загорелось на новом базаре, по первой линии Песков в местности, представлявшей из себя лабиринт лачуг, где ютится преимущественно заводская беднота и мелкие торговцы. Пожар возник в д. Ермакова. За неимением вблизи воды, огонь в 20 минут охватил семь домов с надворными постройками. Для локализации его пришлось сломать на пути несколько домов, этим остановили распространение огня. Во время пожара некоторые из мародёров, желая воспользоваться суматохой, крикнули, что на 2-й линии задержали поджигателя. Слух оказался ложным..."
Торговали на базаре в основном не местные трудяги-земледельцы, как вспоминалось выше, но профессионалы-спекулянты. Из заметки от октября 1906 года: "...Опытные спекулянты прежде всего скупают оптом привезённые окрестными крестьянами продукты: мясо, масло, яйца, картофель и т.п. Такие операции проделываются быстро, одним смелым натиском. Мужика окружают десятка полтора спекулянтов, и воз с товаром направляется в "лавку", где на глазах того же растерявшегося "дубинника" его товар продаётся на 3-4% процента дороже..."
Тон заметки негодующий, но я увидел лишь прагматичный подход: торговцы тратят своё время, продавая продукты, "наваривая", на мой взгляд, скромные 4 процента.
Преступность ожидаемо переехала вслед за базаром. А может, это торговцы сами прибыли к шпане, "крышующей" район возле кладбища. Из заметки от 1908 года: "С наступлением осенних тёмных ночей в Сормове увеличились грабежи и обирательства обывателей. Положительно не проходит одного вечера, чтобы с кого-либо не стащили последнее пальтишко, не выворотили карманов. Центром обделывания тёмных дел является местность, прилегающая к базару: здесь молодцы лёгкой наживы орудуют вовсю и остаются неуловимыми".
В рекламном объявлении от ноября 1907 года торговая площадка именована "Новый Базар", с заглавных букв. Таким же образом она отмечена и в заметке от февраля 1906 года:
"26-го числа на Новом Базаре покончил жизнь самоубийством мелочной торговец И.В. Крушенников, произведя в себя три выстрела из револьвера системы Браунинг. Один выстрел сделан был в рот и два в грудь. Причиной самоубийства называют семейный разлад".
Знаю, что ожидали несколько иную информацию в теме базара, но уж так вышло, не удержался. Держите почти-детективчик о мелочном торговце.
Зато сейчас, реабилитируясь, приведу сцену из обожаемых мной картин дореволюционного сормовского быта. В заметке от июля 1909 года читаем:
"Получка на заводе происходит два раза в месяц по субботам. День после получки начинается раньше. Заботливые хозяйки, чувствуя и себя с получкой, торопятся на базар, который здесь, как и во всяком селе, начинается с рассветом".
"...Светает. Защёлкали запоры и заскрипели у домов калитки. На улицах стали появляться женщины с корзинками, ведёрками и плетёными сумочками. Это местные обывательницы спешат на базар за провизией. Базар расположен за Сормовом, неподалёку от кладбища – «на песках» – и представляет собой небольшую площадь, застроенную лавками и лавочками, расположенными беспорядочно, кое-как. Здесь имеется и парикмахерская – наскоро сбитый шалаш из досок с безграмотной вывеской. По сторонам площади пестреют вывески чайных, трактиров и пивных. Тут же и постоялые дворы.
Скоро базар наполняется покупательницами и покупателями. Утром разбираются только съестные продукты, а уже после обеда закупают остальные нужные по хозяйству вещи. Нагруженные покупками сормовские хозяйки торопятся домой готовить обед..."
Замечу, что слов "Старый Базар" в дореволюционных газетах ещё не находил. Однако фраза вполне логичная, а потому осторожно допускаю вероятность её употребления.
УЛИЦЫ БАЗАРНАЯ И РЫНОЧНАЯ
Напоследок немного о топонимике. В 1929 году место нынешнего "Сормовского рынка" официально на картах называлось "Базарная площадь". До революции здесь проходили улицы Базарная 1-я и Базарная 2-я.
В 1929—1938 годах улицы Базарная 1-я и Базарная 2-я были переименованы в "Рыночную" и "Базарную" соответственно. Вот нюансы их локализации нужно ещё уточнять: там же частный сектор застраивался многоэтажками, и улицы сейчас проходят иначе. В 1973 году существовали ещё Рыночная и Базарная улицы. Нынче осталась только Базарная. Как видим, базар/рынок крепко "вгрызся" даже в топонимику района и поэтому вряд ли уже переедет. Только если совсем отомрёт, как общероссийское явление.
Алексей ГУЛЕВСКИХ
Оставить сообщение: