12+
Специальная версия

Сказ о рождении Сормовского рынка

Фото: Переезды Сормовского рынка. Автор схемы Алексей ГУЛЕВСКИХ

Посвящается обаятельной Инге Эрнестовне.

Сегодня, сормовские читатели и мечтатели, мы расскажем вам о появлении на нашей земле её старейшего базара. Много раз модернизированного, застроенного до несуразности, но живущего. "Сормовский рынок" на улице Базарной — реликт Старого Сормова, выходит. В основе уникальных сведений сказа лежат заметки из газет "Волгарь" и "Нижегородский листок" за 1901—1906 годы. Разумно предположить, что сведения из них верны, они же по "горячим следам" писались.

 

РОЖДЕНИЕ БАЗАРА НА СОРМОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

В начале 1890-х годов в Сормове был открыт базар. Потому как "мелочные бакалейные лавки перестали удовлетворять ежедневные требования рабочей массы". Из заметки 1901 года: "Около 40 лет тому назад, где теперь сормовская густо населённая базарная площадь, был голый пустырь... Прошло несколько десятков лет, и, где раньше был пустырь, образовался сплошной посёлок". Сложно поверить, но перед нами описание современной площади Славы. "...Сначала базар основался в местности, где теперь находится пожарная каланча... Отсюда началась наша базарная эпопея..."

Заметим, что тогда эта местность была ровной, не возвышенность, как сейчас. В 1980 году, к установке танков-монументов она выглядела так: "Площадь у Северной проходной представляла собой низину, поэтому необходимо было насыпать здесь холм. Силами СМУ №5 треста "Промстрой-2" и автобазы №5 завезли и насыпали грунт — суглинок из района Дубравы..." Хотя, справедливости ради, не "низиной" была площадка, аборигены называли её "Пановой горой"... Вот описание из 1960-х: "Этот довольно крутой, в сотню метров спуск начинался от пожарной каланчи [на пересечении Коминтерна-Союзного-Свободы] и вёл к болоту и, далее, дорогой через небольшой посёлок – к Волге". В общем, читатели, соедините всю предложенную информацию и представьте рельеф старого сормовского базара. На то вы и мечтатели.

Базар и улочки рядом сразу облюбовали предприимчивые сормовцы (так в оригинале), открыв трактиры и притоны, которые из-за проходимейшего места сразу вошли в когорту "популярных". Например, трактир Бобикова. Пьющие сормовцы оценили коммерческий подвиг имперских бизнесменов. Хотя... Из заметки от июня 1901 года: «...Третьего дня в озере, поросшем густой травой и кустарником и расположенном внизу сормовской базарной площади, близ Волги, утонул нижегородский мещанин Николай Головинов, работавший на сормовских заводах. Головинов был пьян и пожелал перейти довольно глубокое озеро в брод. Дойдя до глубокого места, он поплыл, но, запутавшись в водорослях, обессилел и утонул».

В семье сормовского старожила сохранилось почти предание о первом сормовском базаре.
"Старый базар в старом маленьком Сормове, до середины XIX века, представлял собой пустую площадку — перекрестие улиц, теперь это перекрёсток, поворот на Союзный. Торговля велась с подвод — телеги с лошадью. Торговцы были с окрестных деревень, свои. По Волге приходили на крытых и открытых судах с товаром — кирпич, гончарные изделия, металлические изделия. Торговля шла только в установленные дни (базарный день) и начиналась очень рано — домашних дел по хозяйству базар не отменял... Прошла торговля, все разъехались, и опять пустой перекрёсток... Не было ларьков, прилавков, строений. По сути, центр деревни тут и находился..."

 

ПЕРЕЕЗД ПЕРВЫЙ: ЖАЛОБНЫЙ

Из заметки от декабря 1900 года:

"Общество крестьян деревни Дарьино ещё в марте 1898 года обратилось в балахнинскую уездную земскую управу с просьбой открыть у них базар, мотивируя эту просьбу как теснотою и отдалённостью сормовского базара, где они теперь производят покупку продуктов, так и тем, что жители, вблизи торга живущие (т.е. сормовцы), выбрав хорошие товары, оставляют живущим вдали и не успевшим своевременно произвести закупки продуктов уже бракованные и менее доброкачественные.

Балахнинская уездная земская управа, сначала бывшая против открытия нового базара, затем высказала, что не встречает к тому препятствий при условии, если базар в Дарьине будет установлен в другой день, т.е. чтобы базар был как бы в одном селении два раза в неделю.

Последнее губернское земское собрание решило вопрос об открытии базара в деревне Дарьине в положительном смысле".

Жалоб дарьинцев оказалось, похоже, недостаточно... Однако в это же время интенсивно заселялись земли крестьян деревни Мышьяковки ("у нового собора"). К претензиям дарьинцев добавилась лень жителей Мышьяковки, которые "начали негодовать на дальность расстояния от базара". Вдобавок, "базарное место оказалось настолько грязным и неудобно расположенным, что являлось настоятельной необходимостью перенести базар на другое место".

"За неимением более подходящего участка" в 1902 году некто Я.И. Маланьичев предложил перевести базар на Канавную улицу.

"Это название улица носила от протекавшей по ней канавы с вечно зелёными отстоями, в которых тонули не только животные, но и люди".

Маланьичев предложил обществу крестьян деревни Дарьино, которому принадлежала эта земля, засыпать канаву за свой счёт. Взамен он бы в течение шести лет получал арендные сборы с торговцев за занимаемые их палатками места (из источника: "дать ему право в течение шести лет пользоваться арендным сбором с торговцев за занимаемые их палатками места"). Крестьяне "обрадовались такому предложению".

Так понимаю, что улица Канавная (она же — "Новая Канава") тогда шла от нынешней музшколы №11 позади "Котовской лавки", почти параллельно нынешней Коминтерна, до современной улицы Станционной и даже чуть далее.

Выходит, в целом переехал базар на улицу Канавную в 1902 году. Есть бытовое понимание, к нему же и документальное свидетельство, что "переезд" — это не "дружно снялись и заселили новую площадку". Одновременно в Сормове действовали два полубазара. Из заметки от июля 1904 года: "...Осматривая существующую теперь базарную площадь на земле сормовского общества, комиссия дала заключение о неудачном выборе под базар местности, в санитарном отношении никуда не годной. Здесь фактически базара уже и не существует, так как торговцы перебрались на землю дарьинского общества..."

Что интересно, подобие базара на нынешней площади Славы сохранялось и в советское время. Вспоминает старожил о 1930-х годах (записано в 1997 году): "...С годами интерес к окружающему возрастал, и вот уже мы гурьбой бежим смотреть на разлив Волги. Мы неслись в гору к дому Липышевых, где сейчас Северная проходная и памятник танкостроителям. Волга тогда разливалась так, что не было видно берегов. Сюда приплывали огромные лодки с заволжскими жителями. Они привозили свои товары. Гончарные изделия продавали тут же. Жители Сормова охотно покупали кринки, плошки, горшки. Приезжие свой груз несли на коромысле через плечо, шли босые, а обувь держали в руках, очевидно, жалели бить её по дороге, выстланной булыжником. Сормовичи любовно называли приезжих «турки заволжские»..."

А в Дарьине в 1902 году Маланьичев, "чтобы скорее приступить к эксплуатации базара", кое-как завалил канаву тальником, всевозможным мусором, а сверху засыпал песком. Торговцы быстро перетащили свои лачужки (палатки), загромоздили ими всю улицу — и "Дарьинский базар" открылся. В заметках от 1904 года место тоже называют "базарной площадью".

Из книги 2000-х годов: "...В начале 1920-х годов самый большой рынок в Сормове (может, единственный) был напротив современного кинотеатра "Буревестник", между Большой дорогой и железнодорожной линией". Мысль, почти наверняка, о "Дарьинском базаре", но при пересказе сюжета перепутались годы его там пребывания. Подтверждением служит и то, что на схеме района от 1919 года базар около будущей ул. Коминтерна не отмечен.

Газеты также сохранили нам вроде бесполезную информацию о криминальных околобазарных "авторитетах". Или полезную, но в любом случае небезынтересную. Из заметки от октября 1904 года:

«Праздничный, базарный день. В одном из переулков, прилегающих к базарной площади, расположилась кружком местная шайка хулиганов, человек 15. Перед ними целая гора яблоков, — общая «выкупная» всех базарных торговцев. Тут же и четверть «казёнки» — дар местного купца. Чарка в добрый стакан поочерёдно ходит из рук в руки. Предводитель этой шайки, по прозвищу «Ворон», стоит перед шайкой в вызывающей позе и держит речь. Все напряжённо слушают его.
— Так что ль, молодцы?! — заканчивает хулиган свою речь.

— Ве-рр-но-о!

— Согласны!

— Ловко придумал, Ворон!

«Ворон», гроза всех здешних обывателей, а особенно лабазников и купцов, стоит насупившись, не обращая никакого внимания на крики. Вдруг лёгким движением руки, весь выпрямившись и гневно сверкнув глазами, большими, чёрными, заставляет всю шайку моментально смолкнуть.
— Только смотрите у меня: что чуть не так, разговор короток.. Пощады никому не будет… Помните!.. - и опрокидывает чарочку «зелена вина»…

В тот же вечер или ночь обыкновенно после такого совместного совещания хулиганы производят разгром чьего-либо лабаза или мелкой лавчонки».

Рэкетиры имперские, сейчас о них читается даже мило.

 

ПЕРЕЕЗД ВТОРОЙ: ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ

На Канавной базар был не долго. "Почва начала садиться, стали образовываться болота и трясины, но главным образом опасность видели в скученности построек в пожарном отношении".

Детали знаем из заметки от февраля 1905 года:

"...Арендатор заключил условие с крестьянским обществом за триста рублей в год пользоваться улицей для торговли с так называемых "полков" зеленью, мясом и прочим..." Из-за халатности посредине улицы в два ряда выросли не "полки", которые можно всегда убрать и в случае пожара таким образом освободить улицу, а самые настоящие лавки с "теплушками", которые "отапливаются лампами" и с керосиновыми кухнями, "в которых прорезаны отверстия для вывода самоварных труб и в которых уже и начинались пожары, случайно впрочем не разросшиеся". "В результате на застроенной улице нельзя разъехаться и двум лошадям. Улицы представляют из себя замысловатые траншеи".

Ещё, завершая тему "Канавного базара", читаем в заметке от июля 1904 года: "...Но и эта местность для базара комиссией признана неудобной, так как находится в узкой улице, где между рядами настроенных лавок возможен проезд лишь одной телеге, а дорога вдоль базара настолько грязна, что хорошая лошадь с большим трудом везёт пустую телегу. Во многих местах под навесами лавок стоят лужи зелёной воды, издающей зловоние..."

Принимая во внимание вышеизложенные неудобства, решили снова переехать. "Таким удобным местом оказались сормовские пески около кладбища, куда в прошлом году [1905-м] и перенесён базар".

Заметки иногда радуют нас деталями. Из такой вот "детальной" от июля 1904 года: "22 июня происходил осмотр намеченной под новый базар местности особой комиссией, при участии санитарного врача г. Баженова и члена балахнинской земской управы г. Селезнева. Отведённое под базар место прилегает к южной стороне Сормова и представляет собою неправильный четырёхугольник длиною в 160 саженей [примерно 340 метров] и шириною до 100 саженей [примерно 210 метров]. С двух сторон площадь граничит с двумя кладбищами — православным и старообрядческим. По осмотре, местность эта признана комиссией сухою, обширною для большого базара и удовлетворительной в санитарном отношении. При этом комиссия поставила условием, чтобы новое место до открытия на нём базара было выровнено, бугры сняты, низины засыпаны, место для главной проезжей дороги вымощено или же утрамбовано каким-либо другим способом".

(Продолжение следует)

Алексей ГУЛЕВСКИХ

09:36 13.04.2024 16+
2524

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom