В экспозиции под открытым небом Музея истории завода ОСК «Красное Сормово» имеется любопытнейший экспонат – «катер в юбке», или, если выражаться строже, судно на воздушной подушке под названием «Крас» (сокращённо от «Красное Сормово»). Эти суда в буквальном смысле летят над водой, землёй, снегом, камнями, топью – словом, над любыми поверхностями.
О сормовском «Красе» в спецрубрике странички завода в социальной сети «ВКонтакте» рассказывает заместитель директора заводского музея Маргарита Финюкова.
- С 1962 по 1967 год под руководством конструктора Альберта Абрамовича Животовского на «Красном Сормове» было построено четыре судна на воздушной подушке. Первое СВП носило название «Радуга». В 1978-м была построена «Радуга-2», а в 1987 году сормовичи создали «Радугу-3», десятиместный амфибийный катер, впоследствии переименованный в «Крас». К этому судну проявили интерес нефтяники Сибири и пограничники Приамурья. Но, к сожалению, из-за сложной ситуации в стране судно не пошло в серию.
Тридцать лет «Крас» простоял в металлическом ангаре на территории «Красного Сормова» и в 2022 году был перенесён к музею, к Главной проходной завода как символ мастерства сормовских конструкторов и рабочих, - рассказала Маргарита Геннадьевна.
Назначение у него предполагалось достаточно широкое: работа на больших и малых реках, использование в качестве служебного разъездного судна для доставки почты, оказание медицинской помощи, при геолого-разведывательных работах, патрулирование рыбнадзора и водной инспекции, перевозки бригад при вахтовом методе разработки месторождений и не только. Катер быстро набирал скорость и при необходимости резко тормозил, отличался надёжностью в работе и простотой обслуживания.
Вся масса судна или значительная её часть на ходу или без хода поддерживается над опорной поверхностью силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой.
Применяемый динамический принцип поддержания позволяет судну двигаться с большой скоростью и над водой, и над твёрдой поверхностью (амфибийные СВП) на небольшом расстоянии над ней.
Справка
Принцип движения на воздушной подушке разрабатывали некоторые учёные, в том числе Константин Циолковский. В своей статье «Трение и сопротивление воздуха» в 1926 году он писал: «Скорый поезд. Идея предмета. Трение поезда почти уничтожается избытком давления воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Необходима работа для накачивания воздуха, который непрерывно утекает по краям щели между вагоном и путём. Она не велика, между тем как подъёмная сила поезда может быть громадна. Так, если сверхдавление в одну десятую атмосферы, то на каждый квадратный метр основания вагона придётся подъёмная сила в одну тонну. Это в пять раз больше, чем нужно для лёгких пассажирских вагонов. Не нужно, конечно, колёс и смазки…»
Первые в мире опытные катера на воздушной подушке скегового типа были построены в 1934—1939 годах советским конструктором Владимиром Левковым. Целью работ Левкова были предельно быстрые катера для военного применения. Было создано полтора десятка разнотипных судов весом от 1,5 до 15 тонн. Все они были уничтожены во время Великой Отечественной войны.
В заметке использованы материалы Интернета.
Порядок обработки персональных данных
Политика конфиденциальности и защиты информации
Согласие на обработку персональных данных обратной связи
Учредитель и издатель ООО ИА «Инфорос».
Адрес учредителя, издателя, редакции: 117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, д.13, кор. 2
Телефон: +7 (495) 718-84-11
E-mail: krsorm@bk.ru
И.О. главного редактора Дорохова Н.В.
Разработчик сайта – INFOROS 2025
Оставить сообщение: