12+
Специальная версия

Эрдогану будет предоставлен последний шанс

По оценке одного из высокопоставленных чиновников турецкого правительства, пожелавшего сохранить в тайне свое имя, тема Сирии будет основным вопросом обсуждения президентов России и Турции. Чиновник из Анкары полагает, что президент России Владимир Путин сосредоточит внимание своего коллеги Реджепа Эрдогана прежде всего на невыполнении турецким руководством взятых на себя обязательств на предыдущих переговорах в Сочи и договоренностях 5 марта 2020 года.

Речь будет вестись об обстановке на северо-западе Сирии и, в частности, в «зоне деэскалации» Идлиб.

Турецкая сторона не добилась и, как показывает практика, не стремилась добиться разделения вооруженной сирийской оппозиции на «умеренную» и «непримиримую», не изъяла у незаконных формирований тяжелых видов оружия и военной техники, не обеспечила свободное и безопасное транспортное сообщение между Алеппо и Латакией по автомобильной трассе М4. И это, несмотря на развертывание в данном регионе 49 вместо предусмотренных соглашением 12 наблюдательных пунктов.

Более того, Турция активно и открыто оказывает военную и военно-техническую помощь радикальным антиправительственным мусульманским группировкам, которая попадает в руки запрещенной в России исламской террористической организации «Гайат Тахрир аш-Шам» («Комитет освобождения Сирии»). Турецкое военно-политическое руководство недавно инициировало присоединение вооруженных формирований (до 15 тыс. боевиков) пяти крупных экстремистских организаций к подчиненной Анкаре «Сирийской национальной армии», создав так называемый «Фронт по освобождению Сирии».

Таким образом, Анкара все более откровенно проводит мероприятия, направленные на укрепление в Сирии антиправительственных сил и усиление сопротивления политики, отвечающей интересам Москвы и Дамаска. Реджеп Эрдоган неприкрыто объясняет, что все это и другое делается для защиты своих союзников и сирийского населения от «агрессивных действий» сирийской правительственной армии и предотвращения новой волны беженцев.

В дополнение к действиям военного характера турки в северных районах Сирии активно занимаются «отуречиванием» гражданского населения, вводя в обращение свою национальную валюту, обязательное изучение в школах турецкого языка, создавая в оккупированных районах «филиалы» своих высших и средних специальных заведений. В приграничной полосе они демонстративно строят жилье, в которое поселяют семьи боевиков лояльных Турции вооруженных формирований, зачастую насильственно выдавливая из этих районов сирийских курдов – представителей коренного населения региона.

На встрече с Эрдоганом Владимир Путин обязательно поставит вопрос о незаконных действиях Турции по варварскому отбору воды из реки Евфрат: турки построили на своей территории несколько дамб и водохранилищ, тем самым осушив некогда полноводную и судоходную реку, превратив ее низовья в провинции Дейр эз-Зор в высыхающий ручей. Сирийцы лишились возможности использовать воды Евфрата для сельскохозяйственных нужд. Примерно также обстоят дела с источниками питьевой воды, на что российские представители неоднократно указывали туркам.

Реджеп Эрдоган, мягко говоря, разочарован последними действиями России и Сирии в «зоне деэскалации» Идлиб, которые характерны неожиданным для него усилением военной активности союзников против лояльных Турции незаконных вооруженных формирований. По свидетельству руководителя расположенного в Лондоне Сирийского центра мониторинга по правам человека Рами Абдеррахмана, только с начала сентября Военно-Космические силы России нанесли 139 мощных ударов по позициям вооруженных террористов и исламских радикалов в провинциях Идлиб и Латакия с применением высокоточных боеприпасов повышенной взрывной мощности. Удары наносились по местам дислокации боевиков, складам с оружием и военным имуществом, пунктам управления и связи, учебным центрам, зачастую расположенным в непосредственной близости от турецких военных объектов.

Террористический анклав на северо-западе Сирии вынуждает держать в данном регионе очень большие силы сирийской армии и ее союзников, не допуская сосредоточения усилий, достаточных для окончательного уничтожения разрозненных отрядов "Исламского государства" (ИГИЛ, запрещенная в России международная террористическая мусульманская группировка) в труднодоступных пустынных районах страны.

Не исключено, что президент России Владимир Путин 29 сентября предоставит Реджепу Эрдогану последнюю и решающую возможность в чрезвычайно короткие сроки все же выполнить обязательства по Сочинскому соглашению от 2020 года. В случае отказа или срыва выполнения, Россия и Сирия вправе жестко потребовать от вооруженной оппозиции в «зоне деэскалации» сложить оружие и сдаться. При этом вся ответственность за последующее развитие событий будет лежать на руководстве бандформирований и его кураторе.

Реджеп Эрдоган вполне обоснованно опасается, что военная кампания России, Сирии и Ирана 2021 года завершится разгромом турецких союзников в провинциях Идлиб, Латакия, Алеппо и Хама. Поэтому на переговорах в Сочи турецкий лидер будет всячески убеждать президента Владимира Путина воздержаться от крайних силовых мер, «включив» при этом тезис о гуманитарной катастрофе, беженцах и пр. и пр. 

14:08 22.09.2021
Рекламный баннер 990x90px banbottom