К 120-ЛЕТИЮ КОНСТРУКТОРА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК А.П. ОВЧИННИКОВА
Первая подводная лодка на стапеле завода «Красное Сормово» была заложена 23 февраля 1930 года. Её строительство осуществляло самостоятельное подразделение – сектор специального судостроения, или «спец. сектор». Его возглавлял бывший черноморский матрос, старшина трюмной команды подводной лодки «АГ» – «Американский Голланд» – П.И. Маркин. Ему помогали два конструктора-практика – П.И. Игнатьев и А.В. Бойцов. Только в 1931 году среди конструкторов появился первый (и долгое время единственный) инженер, выпускник Нижегородского механико-машиностроительного института по специальности «судостроение» – Александр Павлович ОВЧИННИКОВ.
Александр Овчинников родился в 1904 году в Санкт-Петербурге, в семье сотрудника Петербургской конторы нижегородских купцов Блиновых. Удивительное совпадение: в этом же году со стапелей Балтийского завода была спущена на воду первая российская боевая подводная лодка «Дельфин». Лодка, родившаяся в один год с Александром Овчинниковым, была построена по проекту корабельного инженера И.Г. Бубнова, уроженца Нижнего Новгорода.
Тогда, 120 лет назад, неведомо было ни родителям маленького Саши, ни ему самому, что многие годы жизни он будет связан с подводным судостроением.
Родители Александра умерли рано; ему не было и восьми лет от роду, когда он остался круглым сиротой. Мальчик жил на иждивении старшего брата Матвея.
Летом 1917 года братья вынуждены были переехать на Волгу, в Городец, где Александр успешно окончил школу и в 1923 году поступил в институт в Нижнем Новгороде. В студенческие годы работал кочегаром на железной дороге, слесарем-сборщиком на строительстве электростанции, приёмщиком ОТК, мастером по сборке на судоверфи. Став инженером, работал прорабом и конструктором-руководителем весового контроля в секторе спецсудостроения Сормовской судоверфи. В первые годы было трудно. «Когда мы начинали организацию постройки новых судов, – вспоминал Александр Павлович, – у нас не было ни опыта, ни знаний, и взять их было не от кого и не из чего».
Шли годы, менялись должности: старший конструктор, групповод, начальник сектора, начальник бюро, начальник проектного отдела. Но работа оставалась неизменной – подводные лодки, кораблестроительные расчёты и проектирование.
В предвоенные годы завод «Красное Сормово» построил 32 подводные лодки трёх типов – «Щука», «Малютка» и «Эска» («С»). И для каждой нужно было выполнить расчёт спуска, подготовить материалы и провести докование (операцию по постановке лодки в транспортный док), рассчитать нагрузку для транспортировки и многое-многое другое. И выполнял эти расчёты А.П. Овчинников – одно время единственный расчётчик в спецсекторе. В создание каждой заводской лодки были вложены его труд и интеллектуальные способности. До сих пор в Государственном архиве Нижегородской области хранятся расчёты, выполненные порой на серой обёрточной бумаге или в заурядных «амбарных» книгах, но безукоризненным каллиграфическим почерком Овчинникова, без единой помарки, неизменными фиолетовыми чернилами и необычным пером «рондо»…
Перед войной профессионализм сормовских конструкторов-подводников поднялся на такой уровень, что им, наравне с ЦКБ-118 (ныне ЦКБ «Рубин» в Санкт-Петербурге), тогда единственным бюро в стране, проектировавшим подводные лодки, выдали задание на разработку подводной лодки среднего водоизмещения.
С началом войны по Постановлению Государственного Комитета Обороны СССР от 1 июля 1941 года завод срочным порядком переходил на строительство танков Т-34. Коллектив конструкторов-подводников резко сократился до небольшой группы (5-7 человек). Но на заводских сдаточных базах на Балтике, Чёрном море и на Дальнем Востоке осталось ещё восемь готовых подводных лодок, и их сдачу нужно было обеспечить, что не всегда было просто. Например, три «Малютки» (М-117, М-118 и М-120) были спущены в Николаеве (26, 29 и 30 июня), а сдавались уже в Севастополе (20 и 28 октября 1941 года), так как Николаев к тому времени захватили немцы.
На Балтике подводные лодки С-12 и С-13 пришлось испытывать по сокращённой программе практически на рейде в Кронштадте. Тем не менее к зиме все сормовские лодки, находящиеся на базах, были сданы ВМФ.
На самом заводе «Красное Сормово» в разной степени готовности находились 24 подводные лодки. Их надлежало либо законсервировать, либо достроить. В начале 1942 года Правительство приняло решение о продолжении строительства подводных лодок на заводе. С этой целью был организован отдел судостроения во главе с М.И. Лернером, в который включили и группу конструкторов, возглавляемую А.П. Овчинниковым.
Вновь созданный отдел в сложных условиях военного времени сумел за годы войны построить и сдать флоту 27 подводных лодок, то есть практически половину построенных за этот период в стране подводных боевых кораблей.
Группа А.П. Овчинникова не только обеспечивала конструкторское сопровождение при строительстве, но и разрабатывала документацию на сложные виды ремонта и ликвидацию крупных боевых повреждений подводных лодок на базах действующего флота, сопровождая их необходимыми расчётами и порой далеко не стандартными конструкционными решениями.
Благодаря самоотверженному и инициативному труду конструкторов завода, удавалось выходить из, казалось бы, безвыходных положений. Так, в 1943 году, когда путь по Беломорско-Балтийскому каналу был закрыт (отдельные участки оказались заняты противником), готовые подводные лодки с завода на Северный флот удавалось провести «окружным» путём: по Волге до Череповца, затем через Белозёрский канал и Кубинское озеро в Сухону и далее в Северную Двину. Различные препятствия – мелководье, узкости, крутые изгибы фарватера, низкие мосты – заставили выполнять сложные расчёты весовой нагрузки/разгрузки подводных лодок: выгружали аккумуляторную батарею и снимали твёрдый балласт, но обеспечивали безопасность плавания.
В этом деле без конструкторов не обойтись, и они справились с задачей. Подводные лодки С-14, С-15, С-16 и С-19 были доставлены в Архангельск. Годом раньше по железной дороге – от Горького через Ярославль, Вологду, Архангельск до Молотовска (ныне Северодвинск) – были доставлены три «Малютки»: М-119, М-121 и М-122. Они прибыли эшелонами в период с 17 по 25 июня 1942 года. До конца года тем же путём в Северодвинск были доставлены ещё пять «Малюток», построенных сормовичами. Всего за годы войны завод «Красное Сормово», кроме построенных, отремонтировал 41 подводную лодку.
В послевоенные годы А.П. Овчинников руководил работами по подготовке строительства подводных лодок XV серии, принимал участие в разработке рабочих чертежей ПЛ проекта 613 для крупносерийного строительства, руководил проектным отделом СКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»), когда разрабатывались проекты лучшей послевоенной дизель-электрической подводной лодки проекта 633 и первой сормовской атомной подводной лодки проекта 670 «Скат», не имевшей аналога в мире.
«Кто работал с Александром Павловичем, – вспоминал ветеран подводного судостроения Альберт Александрович Постнов, – широкообразованным кораблестроителем и добрейшей души человеком, на всю жизнь сохранил в памяти его неповторимый образ настоящего русского интеллигента».
За свой многолетний добросовестный труд по созданию кораблей для Военно-Морского Флота А.П. Овчинников награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
А.П. Овчинников воспитал замечательных учеников и последователей – выдающихся отечественных кораблестроителей-подводников, которые в дальнейшем работали в ленинградском морском конструкторском бюро «Малахит»: М.Я. Светаев стал главным конструктором атомной подводной лодки, а М.Г. Русанов – главным конструктором уникальной подводной лодки, опередившей время на целую эпоху: высокоавтоматизированной, скоростной, в титановом корпусе.
При подготовке статьи использованы материалы ветерана подводного судостроения, заместителя главного конструктора ЦКБ «Лазурит» А.А. Постнова
Фото из архива Музея истории завода «Красное Сормово»
Оставить сообщение: