Согласно Указу Императора Николая Второго от 19 марта 1906 года в состав Военно-Морского флота России введён подводный флот. В этом году подводному флоту России исполняется 118 лет.
Ветераны ПАО «Завод «Красное Сормово» и ЦКБ «Лазурит» напрямую причастны к этому празднику, так как до пресловутых «лихих 90-х» они своим трудом крепили мощь подводного флота нашей Родины. Затем, из-за фактического развала нашей армии и флота, отсутствия финансирования от Минобороны, заводу пришлось выживать своими силами, акционироваться, из-за чего была утрачена лицензия на изготовление и ремонт крупных образцов военной техники для ВМФ РФ.
Мне приятно сознавать, что в мощи подводного флота нашей великой страны есть и мой небольшой вклад. После окончания корфака ГПТИ им. А.А. Жданова (ныне НГТУ им. Р.Е. Алексеева), при распределении я буквально напросился на завод «Красное Сормово». Я был наслышан о больших свершениях, происходящих в заводских цехах, от своего отца, и жаждал принять в них участие. Он участвовал в возведении цеха по строительству подводных лодок. Большая часть оснастки, а также документация по последнему проекту немецкой субмарины, с передовым в то время устройством для работы дизеля на перископной глубине, были доставлены из поверженной фашистской Германии. Что интересно, позже у слесарей-монтажников указанного цеха я видел даже немецкие гаечные ключи производства 1936 года.
Итак, в марте 1980 года я устроился мастером монтажных работ в цех СК-3 завода «Красное Сормово». Познакомился со своим участком, побежал сразу на стапель… и вместо белых пароходов увидел чёрные подводные лодки. Чёрные потому, что их корпус был покрыт шумопоглощающей резиной. И тут я понял, что мне предстоит дальнейшая учёба, и в ней мне помогли настоящие асы своего дела – слесари-монтажники участка (особая благодарность бригадирам Алексею Щёлокову и Евгению Федотову). Да, с такими плавсредствами нас на корфаке не знакомили!
В то время строился проект дизельных субмарин 641Б «Сом» ЦКБ «Рубин», которые изготавливал только завод «Красное Сормово» (их экипажи кораблей НАТО по внешнему виду часто путали с атомными субмаринами).
Две такие субмарины, первые, в строительстве и отправке которых я поучаствовал в 1980 году, сейчас осушены и стоят как экспонаты, одна в Химках, а вторая в Тольяти.
А в соседнем цехе СКМ готовили в то время к спуску на воду и последующей отправке многоцелевую атомную подводную лодку 670М «Чайка» ЦКБ «Лазурит».
С 1984 года мой цех начал изготовление дизельных подводных лодок проекта 877 «Варшавянка» (она же «Чёрная дыра»). В соседнем цехе СКМ начали монтаж, подготовку к швартовным испытаниям и отправке титановые субмарины проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» ЦКБ «Лазурит».
К сожалению, в 2005 году на ходовые испытания была отправлена последняя субмарина экспортного варианта проекта «Варшавянка».
Учитывая мощности и возможности ПАО «Завод «Красное Сормово», надеюсь, что в дальнейшем завод вернётся к производству субмарин и заводчане вновь будут гордиться своими самыми надёжными подлодками.
С праздником, сормовичи!
Михаил КАСТОРСКИЙ
Фото из Интернета
Оставить сообщение: