12+
Специальная версия

Анохины: выстроить дом, сдать судно, воспитать сыновей

Фото: Игорь Валентинович Анохин

Чем хороша профессия журналиста – так это ежедневной возможностью новых встреч и знакомств с интересными людьми. Недавно судьба свела нас с ИгоремВалентиновичем Анохиным. Ещё в прошлом году он приятно удивил редакцию своим участием в фотоконкурсе «Моё Сормово – нет прекрасней!», прислав на конкурс добрую тысячу снимков великолепного качества и набрав большинство «сердечек» в народном голосовании. Ну а в наступившем году, после настойчивых просьб, он пришёл в редакцию «Красного сормовича», рассказал о себе и о своей семье.

 

Жизнь, отданная Сормову и заводу

- Я, Анохин Игорь Валентинович, родился в марте 1954 года в Сормове. Окончил школу №117, затем Сормовский машиностроительный техникум, по окончании которого получил направление по трудоустройству на завод "Красное Сормово" в цех СМ-3.  Проработал один месяц, был призван в ряды Советской армии, а после двух лет службы  вернулся на «Красное Сормово", в Отдел главного конструктора, где отработал пять лет под руководством Олега Владимировича Ковалевского. Поступил в Горьковский политехнический институт имени А.А. Жданова на специальность «судовые энергетические установки», успешно закончил его. Работал инженером-конструктором второй, а потом и первой категории в проектном институте "Сириус", часто выезжал в командировки в Николаев, Одессу, Барнаул, Иваново. Был победителем соцсоревнований, неоднократно награждался премиями.

Жена, Анохина Татьяна Борисовна, сорок один год проработала воспитателем сормовских детских садов  "Журавушка" №391 и " Берёзка"  № 332. За отличный труд награждена Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, неоднократно награждалась почётными грамотами городского и районного департаментов образования, была победителем конкурса "Воспитатель года".

Сын Андрей окончил Водную академию и сейчас работает в ОКБМ имени Африкантова.

С «Красным Сормовом» связаны биографии многих членов нашей семьи.

Мой дед, Иван Михайлович Анохин, 1901 года рождения, проработал на заводе более сорока лет слесарем-монтажником на судах для морских и речных флотов, а также на подводных лодках «Малютка» и типа IX-C. Был мастером в цехе СК-2. Дед работал много и хорошо, чем гордился не только он сам, но и вся семья. Часто уезжал в командировки для сдачи судов заказчику - в Ленинград, Баку, Кронштадт, Хабаровск.

Семья моего деда состояла из четырёх человек: жены Софии Николаевны и двух сыновей – Ювеналия и Валентина.

Великая Отечественная застала деда в Кронштадте: они там сдавали судно.

Во время войны дед продолжал работать на «Красном Сормове». Бабушка рассказывала о тех временах, что было большим везением, если он приходил домой поспать два раза в неделю. Как и многие другие заводчане, всё время он проводил на заводе: работал, спал, просыпался и вновь работал. Спали либо в раздевалке, либо прямо в цеху промеж станков. За ударный труд он был награждён медалью «За трудовую доблесть», орденом Трудового Красного Знамени. София Николаевна в военное время тоже работала на заводе, вахтёром. Старший сын Ювеналий по примеру своего  отца полностью связал свою жизнь с заводом и начал свою трудовую деятельность в 1941 году. Ему тогда едва исполнилось 16 лет. Ювеналий Иванович пришёл на завод слесарем-лекальщиком. Пройдя ступени рабочих специальностей, он работал начальником цеха СМ-3, а после объединения с цехом МС-4 – первым заместителем начальника цеха МС-4, начальником инструментального цеха, и в этой должности уже завершил свою трудовую деятельность. Его трудовой стаж на заводе составляет без двух месяцев 49 лет. И всю жизнь он учился: окончил Сормовский машиностроительный техникум, Ленинградское военно-инженерное училище, Университет марксизма-ленинизма.

Марина, младшая дочь Ювеналия Ивановича, также посвятила свою трудовую жизнь заводу. Она окончила Горьковский политех как химик. Проработала на заводе сорок три года, пройдя славный трудовой путь от инженера-технолога ОГТ, начальника техбюро гальванического цеха до мастера участка гальванопокрытий. Неоднократно награждалась грамотами Министерства судостроения и гендиректора завода, премиями и ценными подарками.

 

Дом, которого больше нет

- С конца XIX века наша семья жила в Сормове, в доме №100 по улице Свободы. На основании рассказов моей бабушки, Анохиной Софии Николаевны, а также на основании воспоминаний моего дяди Анохина Ювеналия Ивановича, одновременно и старшего сына Софии Николаевны, можно смело и однозначно утверждать, что этот дом был построен Анохиным Михаилом Ивановичем, моим прадедом, в 1889 году. Изначально там проживали сам Михаил Иванович (умер в 1932 году) с женой и сыновьями Григорием, Фёдором и Иваном.

Старший, Григорий, работал на «Красном Сормове» токарем первого механического цеха. За трудовые заслуги он был награждён Орденом Ленина. В 1930 году он построил дом на приусадебном участке и перебрался туда, а в его квартире поселилась его сестра Елизавета Михайловна, по мужу Макарова, с супругом Иваном Васильевичем и дочерьми Руфиной и Ниной. Иван Васильевич Макаров – тот самый легендарный знаменосец стяга «Красного Сормова»: добрейший, честнейший, ответственнейший человек, истинный патриот своей страны и Сормова в частности

Дом №100 был большим, деревянным, двухэтажным, на четыре квартиры, каждая с отдельным входом, что в те времена считалось определённым изыском. К дому прилегал обширный приусадебный участок с садом и огородом, с большой дворовой территорией. Держали скотину, птицу и лошадь.

К большому сожалению, наш дом не сохранился. Но каждый раз, проходя по улице Свободы, я всегда останавливаюсь в том месте, где возвышался наш дом, мой Отчий Дом, главное место моей малой Родины, центр вращения моего мира.

 

Остановить прекрасное мгновенье

Суть фотоконкурса, в котором так успешно участвовал наш герой, - показать Сормово глазами неравнодушных сормовичей, тем более что фотографировать есть что: красот в Сормове хоть отбавляй! И снимки Игоря Анохина не только передают очарование сормовских мест – они проникнуты особенной теплотой и любовью, добрым отношением. Как добиться такого эффекта?

- Я и сам не знаю, как это получается, - пожимает он плечами. – Мне нравится фотографировать лесной массив, особенно осенью, наполненный яркими красками. И порой, видя снимок, я чувствую, что получилось как-то ярче, чем видишь глазом. Отчего такое может быть? Возможно, дело в том, что фотоаппарат выхватывает долю секунды, единственное кратчайшее мгновение, запечатлевая его навсегда. Глаз же воспринимает не мгновение, а процесс, в котором картинка постоянно меняется. То есть посредством фотоаппарата происходит фиксация, причём фиксация удачная.

Впрочем, это только мои догадки. Я ведь совершенно не фотограф.

Сейчас я снимаю на «цифру», а до того был родительский фотоаппарат «Любитель» - он до сих пор рабочий, с широкой 130-миллиметровой плёнкой. В своё время его покупали мама с отцом. Вообще, фотоаппарат – это было недешёвое удовольствие, да и не везде их продавали. К фотоаппарату прилагался набор всяческих химикатов и приспособлений для проявки, закрепления… очень хлопотное было это дело, заниматься фотографией. Нужно было очень многое знать, большой опыт должен быть для того, чтобы получились качественные фотографии. Даже если ты хорошо отснял, не факт, что напечатанные снимки будут также хороши: их ещё надо грамотно «извлечь»…  Сейчас, конечно, намного проще.

Фотографий у нас очень много. Я их коплю, сортирую по папкам. И старые семейные альбомы тоже имеются.

Историю нужно хранить! 

Беседовала Мария ФЕДОТОВА/ Фото предоставлены Игорем АНОХИНЫМ

13:12 03.02.2024 16+
1682

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom