12+
Специальная версия

ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО: ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ 2024 ГОДА

ЯНВАРЬ

20 января 1904 года, 120 лет назад, родился советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. (1904–1938).
В июне 1937 года экипаж Чкалова на самолёте АНТ-25 совершил беспосадочный трансполярный перелёт по маршруту «Москва – Северный полюс – Ванкувер (США)».
С Сормовом и сормовичами В.П. Чкалова связывает многое. Его предки – дед и отец – работали на Сормовском заводе и жили в селе Высоково (сегодня входит в состав Сормовского района).
В.П. Чкалов неоднократно приезжал в Горький, встречался с рабочими «Красного Сормова». В 1937 году в честь В.П. Чкалова сормовичи назвали пассажирский теплоход. Самый первый в СССР памятник В.П. Чкалову (1939 год, скульптор И. Менделевич) был установлен в 1939 году в Сормове – в Высокове. В 1994 году вместо гипсового бюста был поставлен бронзовый памятник отважному лётчику работы нижегородского скульптора П. Гусева.

30 января 1934 года, 90 лет назад, родился Герой Социалистического Труда Вячеслав Васильевич Пайщиков (1934–2008), бригадир электросварщиков завода «Красное Сормово». Высокого звания удостоен в 1966 году.

В январе 1944 года, 80 лет назад, на заводе «Красное Сормово» начат выпуск модернизированных танков Т-34-85.
Согласно Постановлению Государственного комитета обороны, с июля 1941 года завод приступил к производству средних танков Т-34. В 1943 году перед сормовичами была поставлена сложнейшая задача: не приостанавливая серийного производства, оснастить машину 85-мм орудием (вместо 76-миллиметрового). Для повышения бронестойкости на танке монтировалась уже не сварная, а цельнолитая башня. Толщина лобовой брони была доведена до 90 мм, боковой – до 75 мм.Танку был присвоен индекс Т-34-85.
По чертежам, разработанным «Красным Сормовом», все заводы страны, выпускавшие танк Т-34, перешли на производство модернизированных машин. Танк Т-34-85 стал основой танковых войск в стране на долгое время.
Т-34-85 были признаны лучшими танками Второй мировой войны.

 

 

ФЕВРАЛЬ

10 февраля 1919 года, 105 лет назад, на Сормовском заводе была создана комсомольская организация, членами которой стали 200 молодых рабочих и служащих.

13 февраля 1904 года, 120 лет назад, на предприятии была организована кадровая служба.

21 февраля 1964 года, 60 лет назад, на «Красном Сормове» открыта Школа сварщиков. Это было вызвано необходимостью освоения новых видов стали и сплавов, применяемых при строительстве современных типов кораблей. Все эти годы школа обучала сварщиков в соответствии с передовыми технологиями сварки сталей и других металлов.

27 февраля 1904 года, 120 лет назад, родился Герой Советского Союза Василий Степанович Головин (1904–1945).
Василий Головин работал на заводе клепальщиком, затем помощником начальника заводского цеха питания. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1944 года. Политрук Головин участвовал в Висло-Одерской наступательной операции, в освобождении Польши. За подвиг, совершённый в 1945 году при форсировании реки Пилицы, капитану В.Г. Головину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

27 февраля 1909 года, 115 лет назад, было положено начало развитию инструментального производства на заводе.

 

МАРТ

8 марта 1849 года, 175 лет назад, в Петербурге была создана Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства. Её учредителями стали князь Л.В. Кочубей, князь В.А. Меншиков и отставной гвардии поручик Д.Е. Бенардаки – будущий владелец Сормовского завода. Компания стала инициатором промышленного производства паровых судов для Волжского бассейна.

8 марта 1954 года, 70 лет назад, вошла в строй заводская поликлиника №19 на улице Свободы.

8 марта 1984 года, 40 лет назад, на «Красном Сормове» была спущена на воду головная дизель-электрическая подводная лодка третьего поколения проекта 877 «Варшавянка». На заводе было построено 18 единиц принципиально новых океанских ДЭПЛ этого проекта.
«Варшавянки» заслужили славу подводного охотника, их отличали высокие мореходные качества и манёвренность, высокая боевая мощность и надёжность. Для своего времени «Варшавянка» была самой малошумной субмариной в мире. Высочайшая акустическая скрытность «Варшавянки» дала повод чиновникам НАТО называть её «чёрной дырой в океане».
Девять из построенных ДЭПЛ пр. 877 были переданы Военно-Морским флотам Китая, Индии, Алжира, Польши, Румынии.

12 марта 1814 года, 210 лет назад, родился Алексей Иванович Узатис (1814–1875), горный инженер, учёный в области горного дела. Узатис был первым управляющим Сормовского завода (1849 –1870).
Он является автором первого в России «Курса горного искусства», за который был удостоен Демидовской премии Петербургской Академии наук. Внёс значительный вклад в становление Сормовского завода: от выбора места расположения машинной фабрики – до строительства деревянных и железных судов. При нём была построена первая на Волге землечерпательница, начато строительство первой в России мартеновской печи.

В марте 1914 года, 110 лет назад, завод выпустил юбилейный – пятидесятитысячный вагон. Им стал оригинальный вагон-самоход с передней паровой тележкой.

 

АПРЕЛЬ

В апреле 1934 года, 90 лет назад, на заводе «Красное Сормово» было организовано проектно-конструкторское судомашиностроительное бюро.

В апреле 1919 года, 105 лет назад, на «Красном Сормове» зародилось движение рационализаторов и изобретателей. За 60 лет рационализаторского движения на заводе было внедрено 105104 рацпредложения и более 500 изобретений. В 2023 году подано более 1000 рационализаторских предложений.

 

МАЙ

6 мая 1869 года, 155 лет назад, родился талантливый архитектор Павел Петрович Малиновский (1869–1943). По его проектам построен ряд зданий, которые и до сего дня во многом определяют архитектурный облик центральной части Сормова. Памятниками истории и культуры являются Спасо-Преображенский собор в неовизантийском стиле (1904), Клуб служащих сормовского завода и жилой трёхэтажный дом в стиле «модерн» (1905), церковно-приходская школа имени Александра III (1902) в кирпичном стиле. После 1917 года она стала называться школой имени Баррикад в память о революционных событиях 1905 года.

9 мая 1964 года, 60 лет назад, открылась одна из славных страниц истории «Красного Сормова»: на заводе началось строительство атомных подводных лодок. В этот день была заложена первая сормовская атомная подводная лодка проекта 670 «Скат» («К-43»), которая относится ко второму поколению ударных АПЛ.

В мае 1894 года, 130 лет назад, Сормовский завод полностью перешёл из владения наследников Бенардаки в собственность Акционерного общества «Сормово» и стал называться «Акционерное общество «Сормово». Механические, чугунолитейные, судостроительные, паровозо- и вагоностроительные, сталелитейные и железоделательные заводы»

13 мая 1994 года, 30 лет назад, завод «Красное Сормово» был преобразован в акционерное общество открытого типа. Работа предприятия стала строиться на основе полной самостоятельности, договоров и контрактов с заказчиками и покупателями.

С мая 1974 года, 50 лет назад, на заводе введено Положение о присвоении почётного звания «Заслуженный сормович». Сегодня сотрудники предприятия удостаиваются этого звания за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, высокие производственные показатели, достижение высокой производительности труда.

 

ИЮНЬ

19 июня 2004 года, 20 лет назад, спущен на воду танкер нового поколения проекта 19619 «Президент Гейдар Алиев» для Азербайджанского Каспийского морского пароходства. С 2004 по 2010 год по контракту с Каспаром завод построил серию из 14 танкеров этого проекта дедвейтом 13000 тонн. Суда такой большой грузоподъёмности завод строил впервые.
В 2004 году танкер «Президент Гейдар Алиев» вошёл в престижный международный список лучших судов года Британского Королевского общества корабельных инженеров (RINA).

27 июня 1924 года, 100 лет назад, в соответствии с постановлением Нижегородского Губернского исполнительного комитета был создан Сормовский рабочий район. Впервые название Соромово (Сормово) было упомянуто в исторических документах 1542 года в царствование Ивана Грозного.
В 1849 году здесь был построен судостроительный завод, ставший легендой отечественной промышленности. Так безвестная деревушка вошла в историю, дав название заводу – «Красное Сормово».
До 15 октября 1917 года Сормово входило в состав Козинской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Позднее была организована Сормовская волость. В 1922 году был создан Сормовский уезд с центром в селе Сормово. А в июле 1922 года село стало городом Сормово.
Ко времени создания Сормовского района в 1924 году его площадь составляла 39,5 кв. км, а население – более 30 тысяч человек. В 1928 году Сормово вошло в состав Нижнего Новгорода.
В настоящее время площадь района увеличилась в 2,5 раза и составляет почти 100 кв. км. В 2023 году число жителей превысило 158 тысяч человек. Среди восьми районов Нижнего Новгорода Сормовский район является самым большим по площади, вторым по численности населения и одним из самых развитых промышленных центров города.

 

ИЮЛЬ

16 июля 1949 года, 75 лет назад, завод «Красное Сормово» был награждён орденом Ленина – высшей наградой СССР – «за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Союза ССР» и в связи со 100-летием со дня основания.

21 июля 1849 года, 175 лет назад, Балахнинский уездный суд утвердил купчую – документ о передаче собственности: в результате этой сделки управляющий заводом А.И. Узатис приобрёл для Компании Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства землю у помещицы Крюковой для строительства завода, «начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вдоль правого берега…».
Эта дата считается днём рождения Сормовского завода.

28 июля 1914 года, 110 лет назад, началась Первая мировая война. Завод стал получать от казны крупные военные заказы. В кратчайшие сроки вся система производства была коренным образом перестроена и переведена на выпуск военной продукции. В рекордные сроки были построены шрапнельный, пушечный и снарядный цехи с многочисленными мастерскими. Военная продукция стала основным видом производства.

В июле 1799 года, 225 лет назад, родился Дмитрий Егорович Бенардаки (1799–1870), крупный российский предприниматель, меценат и благотворитель греческого происхождения. Д.Е. Бенардаки создал колоссальную промышленную империю, которая включала предприятия тяжёлой и лёгкой промышленности, золотоносные прииски и сельхозугодья.
По инициативе Бенардаки в 1849 году была образована компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства (ныне – ПАО «Завод «Красное Сормово»). Бенардаки оснастил завод по последнему слову техники. Уже к середине 1850-х годов почти половину пароходов Волжско-Камского бассейна составляли суда сормовской постройки. На заводе была построена первая на Волге землечерпательница, введена в эксплуатацию первая в России мартеновская печь. Деятельность Бенардаки на благо России отмечена императором Александром II орденами Св. Владимира III и IV степеней.
В 2019 году в центре Сормова был открыт памятник Д.Е. Бенардаки. В феврале 2023 года сормовичи спустили на воду сухогрузный теплоход пр. RSD59, получивший имя «Дмитрий Бенардаки».

В июле 1949 года, 75 лет назад, на сцене Сормовского Дворца культуры – на празднике, посвящённом 100-летнему юбилею завода, впервые прозвучала песня «Сормовская лирическая» (музыка Б. Мокроусова, стихи Е. Долматовского). Её первыми исполнителями стали участники художественной самодеятельности СДК – сормовичка в четвёртом поколении Маргарита Рыбина и сталевар завода Геннадий Баков. Песня сразу же приобрела широкую популярность и не потеряла её до наших дней.

 

АВГУСТ

15 августа 1934 года, 90 лет назад, завод сдал ВМФ СССР свою первую лодку – дизель-электрическую торпедную подводную лодку типа «Щука» Щ-304 («Комсомолец»).

В августе 1934 года, 90 лет назад, началась экспедиция по маршруту «Река Лена – море Лаптевых – Восточно-Сибирское море – река Колыма», которая положила начало регулярному судоходству на реке Колыме. В этой экспедиции приняли участие сормовские судостроители.

В августе 1934 года, 90 лет назад, вышло в первый рейс единственное в своём роде судно спецназначения – правительственный теплоход «Максим Горький», известный также как «личный теплоход Сталина. Теплоход был спроектирован и построен на заводе«Красное Сормово» по личному распоряжению И.В. Сталина. Судно строили под наблюдением НКВД. На теплоходе «Максим Горький» впервые были применены новые технологические разработки техбюро Сормовской судоверфи.

 

 

СЕНТЯБРЬ

В сентябре 1964 года, 60 лет назад, спущено на воду первое в мире газотурбинное речное судно на подводных крыльях проекта 1708 «Буревестник». Скорость судна достигала 100 км/час.

11 сентября 2019 года, 5 лет назад, на заводе был спущен на воду четырёхпалубный пассажирский теплоход «Мустай Карим» проекта PV300 класса «река-море», построенный для ООО «ВодоходЪ».
Это судно стало символом возрождения российского пассажирского судостроения. «Мустай Карим» – первый круизный полноразмерный теплоход, созданный в нашей стране за последние 60 лет. В 2020 году он вошёл в топ-10 крупнейших речных лайнеров мира. В том же году он получил статус одного из лучших судов мира, войдя в «Список значительных судов» по версии Британского Королевского общества корабельных инженеров (RINA). В 2023 году теплоход вошёл в «Список главных достижений Российской Федерации». Успешная навигация 2023 года стала четвёртой в биографии лайнера «Мустай Карим».

21 сентября 1984 года, 40 лет назад, завод передал Военно-Морскому Флоту головную атомную подводную лодку в титановом корпусе «Барракуда». В 1980–1993 годах завод построил четыре многоцелевые океанские ракето-торпедные атомные подводные лодки третьего поколения в титановом корпусе: проекта 945 «Барракуда» (2 единицы) и проекта 945А «Кондор» (2 единицы).

 

 

ОКТЯБРЬ

9 октября 1904 года, 120 лет назад, была торжественно открыта и освящена церковно-приходская школа имени императора Александра III (после 1917 года – школа имени Баррикад 1905 года) на 900 учеников, построенная на средства завода. Она была единственной каменной четырёхэтажной церковно-приходской школой в России и сегодня является одной из культурно-исторических достопримечательностей Сормова. Созданная по проекту известного нижегородского архитектора Павла Малиновского, она признана лучшим в городе зданием в стиле рационального модерна.

31 октября 1904 года, 120 лет назад, в связи с началом русско-японской войны, завод получил заказ Главного управления кораблестроения на строительство серии канонерских лодок типа «Монгол» (10 единиц) с усиленной бронёй и малой осадкой для Амурской военной флотилии.

 

 

НОЯБРЬ

10 ноября 1849 года, 175 лет назад, родился Василий Иванович Калашников (1849–1908), выдающийся русский изобретатель, судостроитель и теплотехник. С 1890 по 1894 год В.И. Калашников работал механиком на Сормовских заводах. Им созданы оригинальные образцы судовых паросиловых установок (паровые машины с тройным и четверным расширением пара, форсунки для распыления мазута и др.), впервые применённые для речных судов.

14 ноября 2014 года, 10 лет назад, на заводе состоялась торжественная церемония закладки нового судна – первого в стране высокотехнологичного землесоса нового поколения «Соммерс» (проект TSHD1000).
В 2014–2016 годы сормовичами было построено 3 землесоса этого проекта («Соммерс», «Кроншлот» и «Кадош») для ФГУП «Росморпорт». В России суда такой конструкции ранее не создавались.

15 ноября 1899 года, 125 лет назад, родился представитель известной сормовской династии Александр Степанович Окунев (1899–1986). В годы Великой Отечественной войны возглавлял сектор вооружения танков Т-34.
А.С. Окунев является автором очерков-воспоминаний о строителях судов, паровых котлов, танков и железнодорожных мостов. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и Красной Звезды.

 

ДЕКАБРЬ

4 декабря 1939 года, 85 лет назад, завод награждён орденом Трудового Красного Знамени в ознаменование 90-летней годовщины предприятия и за выдающиеся заслуги в деле машиностроения и судостроения.

20 декабря 1934 года, 90 лет назад родился Владимир Денисович Замышевский (1934–2018), сормовский кораблестроитель, внёсший существенный вклад в создание океанского ракетно-ядерного флота страны. В 2006–2014 годы он возглавлял Музей истории завода «Красное Сормово».
В.Д. Замышевский известен как поэт, он автор четырёх поэтических сборников. Без песни Замышевского о «Красном Сормове» не обходится ни один заводской праздник, ни одна церемония спуска на воду нового судна.

 

БЕЗ ТОЧНЫХ ДАТ

В 1899 году, 125 лет назад, построено здание термического цеха.
До сего дня сохранились уникальные ажурные металлические конструкции перекрытий, изготовленных на заводе в конце XIX века.

В 1904 году, 120 лет назад, во время русско-японской войны (1904–1905) завод освоил производство снарядов. Сормовичами была разработана оригинальная технология изготовления бронебойных бомб: вместо чугунных кованых изготавливались литые стальные снаряды.

В 1924 году, 100 лет назад, завод освоил выпуск специальных нефтеперекачивающих плавучих станций (нефтекачек, нефтемашин), которые существенно сократили время перевалки наливных грузов.

В 1924 году, 100 лет назад, в Сормове был построен стадион «Труд». В течение столетия он является центром массовых занятий спортом для сормовичей.

В 1934 году, 90 лет назад, на заводе создан отдел главного технолога.

В 1934 году, 90 лет назад, на «Красном Сормове» был создан сварочный цех, и завод полностью перешёл на сварочную технологию производства судов.

В 1934 году, 90 лет назад, завод, выполняя ответственный заказ Наркомвода, построил цельносварной плавучий док и десять сварных 200-тонных понтонов для подъёма судов.

 В 1944 году, 80 лет назад, на заводе была организована лаборатория резания. Она стала центром широкого внедрения в производство достижений науки и техники в области скоростных методов резания разных видов металла на различных видах станков.

 В 1964 году, 60 лет назад, на «Красном Сормове» была введена в эксплуатацию достроечная набережная – причальное сооружение со всеми необходимыми конструкциями, подъездными путями, причальными приспособлениями, кранами – для достройки спущенных на воду судов и их ремонта. Сормовская достроечная набережная стала первым в СССР сооружением подобного типа.

В 1964 году, 60 лет назад, был изготовлен головной образец подводной рабочей камеры РК-680 по проекту СКБ завода. В 1969–1973 годах было построено 6 рабочих камер РК-680, которые стали первыми отечественными гидростатами.

В 1984 году, 40 лет назад, СКБ завода сконструировало новое судно – сухогрузный теплоход типа «Волга» проекта 19610 водоизмещением 8260 тонн. Для этих судов была разработана новая конструкция люкового закрытия с гидроцилиндрами, обеспечивающая стопроцентное одновременное раскрытие грузовых трюмов. Сухогрузы строились для компаний из Азербайджана, Венгрии, Украины, Прибалтийских государств (всего 37 единиц). Они и сегодня успешно эксплуатируются на реках и морях Европы, в Средиземном море и в Карибском бассейне.

В 1984 году, 40 лет назад, на заводе была изготовлена, смонтирована и пущена в эксплуатацию уникальная камера «Атмосфера-17». Она предназначалась для сварки изделий из титановых сплавов в защитной среде аргона и обеспечивала высокое качество сварных соединений.

22:52 11.01.2024 16+
2601

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom